Чудин александр шамильевич донецк фото

Чудин александр шамильевич донецк фото

Александр Мелик-Пашаев
арм. Ալեքսանդր Մելիք-Փաշայան
Основная информация
Полное имя Александр Шамильевич Мелик-Пашаев
Дата рождения 10 (23) октября1905 ( 1905-10-23 )
Место рождения Тифлис,
Российская империя
Дата смерти 18 июня1964 ( 1964-06-18 ) (58 лет)
Место смерти Москва, СССР
Похоронен
  • Новодевичье кладбище
Страна СССР
Профессии
Инструменты фортепиано
Жанры опера
Награды

Алекса́ндр Шами́льевич Ме́лик-Паша́ев (арм. Ալեքսանդր Մելիք-Փաշայան , Мелик-Пашаян [1] ; 1905—1964) — советский и российский дирижёр, композитор, пианист, педагог. Народный артист СССР (1951).

Содержание

Биография [ править | править код ]

Александр Мелик-Пашаев родился 10 (23) октября 1905 года в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия) (по другим источникам — посёлок Шулаверы, ныне Шаумяни [2] , Грузия), в семье шушинского армянина [3] .

Получил домашнее музыкальное воcпитание, обучался игре на фортепиано.

С 1921 года был пианистом-концертмейстером Тбилисского театра оперы и балета (ныне Грузинский театр оперы и балета имени Палиашвили). В 1923—1931 годах (с перерывом) — дирижёр этого театра.

В 1930 году окончил Ленинградскую консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова по классу симфонического дирижирования А. В. Гаука. Теоретические дисциплины проходил у X. С. Кушнарёва и В. В. Щербачёва.

В симфонических концертах дирижировал, как правило, монументальными произведениями Л. ван Бетховена, Дж. Верди, И. Брамса, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, Д. Д. Шостаковича и др..

Гастролировал за пределами СССР в 1950-е и в начале 1960-х годов. Под его управлением прошли спектакли «Князь Игорь» (1958) и «Кармен» (1958) в Праге, «Пиковая дама» (1961) в Лондоне и Остраве, «Фауст» (1961) в Будапеште, «Аида» (1963) в Лондоне.

В 1933—1934 годах — музыкальный руководитель Оперной студии при Московской консерватории им. П. И. Чайковского [4] .

Автор музыкальных произведений. Среди его сочинений — оперы «Печорин» (по произведениям М. Ю. Лермонтова) и «Двенадцатая ночь» по одноименной комедии У. Шекспира, Симфония до минор, романсы на стихи А. С. Пушкина и И. Г. Эренбурга и др [5] .

В 1943 году коллектив Большого театра, эвакуированный в Куйбышев, вместе с А. Ш. Мелик-Пашаевым передал Сталинскую премию в Фонд обороны.

Умер 18 июня 1964 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 3).

Семья [ править | править код ]

  • Жена — Минна Соломоновна Шмелькина (1909–1995), балерина, солистка Большого театра.
  • Сын — Александр Александрович Мелик-Пашаев (род. 1941), доктор психологических наук, профессор, главный редактор журнала «Искусство в школе», автор многочисленных публикаций в области психологии искусства, художник.

Награды и звания [ править | править код ]

  • Лауреат I Всесоюзного конкурса дирижёров (2-я премия, 1938)
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1937)
  • Народный артист РСФСР (1947) [6]
  • Народный артист СССР (1951)
  • Сталинская премия первой степени (1942) — за оперный спектакль «Черевички» П. И. Чайковского
  • Сталинская премия первой степени (1943) — за оперный спектакль «Вильгельм Телль» Дж. Россини
  • Три ордена Трудового Красного Знамени (02.06.1937, 1951, 29.10.1955)
  • Орден «Знак Почёта» (4.11.1939)
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «В память 800-летия Москвы»
  • «Гран-при» (Франция) — за запись опер «Князь Игорь» А. П. Бородина (1953), «Война и мир» С. С. Прокофьева (1962)
  • Премия Американской академии искусств (1965, за запись оперы «Борис Годунов», посмертно) [7] .

Дирижёр [ править | править код ]

Тбилисский театр оперы и балета [ править | править код ]

  • 1923 — «Лейла» В. И. Долидзе
  • 1928 — «Орлиный бунт» А. Ф. Пащенко
  • 1928 — «Дареджан Цбиери» М. А. Баланчивадзе
  • 1930 — «Прорыв» С. И. Потоцкого
  • 1930 — «Князь Игорь» А. П. Бородина
  • 1930 — «Пиковая дама»П. И. Чайковского
  • 1931 — «Шота Руставели» Д. И. Аракишвили
  • 1931 — «Кармен» Ж. Бизе

Большой театр [ править | править код ]

  • 1932 — «Отелло»Дж. Верди
  • 1934 — «Гугеноты»Дж. Мейербер
  • 1935 — «Садко» Н. А. Римского-Корсакова
  • 1935 — «Катерина Измайлова» Д. Шостаковича
  • 1938 — «Броненосец "Потёмкин"» О. С. Чишко
  • 1939 — «Абесалом и Этери» З. П. Палиашвили
  • 1941 — «Черевички»П. И. Чайковского
  • 1941 — «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно
  • 1942 — «Вильгельм Телль»Дж. Россини.
  • 1943 — «Кармен» Ж. Бизе
  • 1944 — «Пиковая дама»П. И. Чайковского
  • 1944 — «Князь Игорь» А. П. Бородина
  • 1946 — «Борис Годунов» М. П. Мусоргского
  • 1948 — «Руслан и Людмила»М. И. Глинки
  • 1951 — «Аида»Дж. Верди
  • 1953 — «Травиата» Дж. Верди
  • 1953 — «Декабристы» Ю. А. Шапорина
  • 1954 — «Фиделио» Л. ван Бетховена
  • 1955 — «Никита Вершинин» Д. Б. Кабалевского
  • 1959 — «Банк бан» Ф. Эркеля
  • 1959 — «Война и мир»С. С. Прокофьева
  • 1961 — «Фауст»Ш. Гуно
  • 1961 — «Судьба человека» И. И. Дзержинского
  • 1962 — «Фальстаф» Дж. Верди
  • «Евгений Онегин» П. И. Чайковского
  • «Самсон и Далила» К. Сен-Санса
  • «Великая дружба» В. Мурадели
  • «Вертер» Ж. Массне
  • «Царская невеста»Н. А. Римского-Корсакова
  • «Иоланта» П. И. Чайковского
  • «Франческа да Римини» С. В. Рахманинова
  • «Иван Сусанин»М. И. Глинки

Память [ править | править код ]

В Москве на Тверской улице, дом 25, установлена мемориальная доска дирижёру.

Нынешний главарь "ДНР" Денис Пушилин готовил "госпереворот в республике" и хотел устранить своего предшественника на "посту" Александра Захарченко без проведения "выборов".

Это на встрече с двумя неустановленными лицами обсуждал помощник Пушилина, Александр Лаврентьев. Аудиозапись разговора террориста в ресторане турецкого курорта Анталия опубликовали на странице СБУ в Facebook (чтобы посмотреть, доскрольте до конца страницы).

"Получили один интересный разговор между официальным помощником на тот момент главы так называемого Народного совета "ДНР" Пушилина — Александра Лаврентьева с двумя неизвестными. В аудиозаписи говорится о подготовке Пушилиным "госпереворота" и окончательного решения "проблемы Захарченко" до сентября без проведения так называемых выборов", — пояснили в Службе безопасности.

В пятиминутном разговоре обсуждается не только устранение Захарченко, а и "слив" его сторонников. Причем сделать это они собирались "максимально быстро", до сентября. Лаврентьев спрашивал у своих собеседников, могут ли они "посодействовать в решении проблемы с Захарченко".

"Представьте такой момент: выборов никаких не будет, а будет просто исполняющий обязанности, победа?! Никакого ажиотажа, никаких скандалов, все четко, все всех устраивает", — обратился к неизвестным лицам Лаврентьев.

Главарь "ДНР" Денис Пушилин (слева) и его соратник Александр Лаврентьев (справа)

"Ваша идея понятна, вы убираете Захара, с этим, как его, Казаковым (так называемый вице-премьер "ДНР". — Ред.), сливаете "Ташкента" (так называемый министр доходов и сборов "ДНР" Александр Тимофеев. — Ред.), усмиряете их потешные батальоны, меняете правительство, но к вам потом же тоже могут прийти?" — отвечал собеседник террориста.

Как писал OBOZREVATEL, после убийства Александра Захарченко 31 августа его "пост" занял Денис Пушилин. Он сразу же начал "зачистку" людей своего предшественника и распределение "постов" между соратниками среди террористов.

Подписывайся на наш Telegram. Получай только самое важное!

25 лет назад, 28 октября 1990 года, не стало уникальной спортсменки, обладательницы двух серебряных и бронзовой олимпийских медалей по легкой атлетике, трехкратной чемпионки мира по волейболу, 35-кратной чемпионки СССР Александры Чудиной. Ей шел 67-й год.

Уникум

В послевоенные годы имя Александры Чудиной гремело на всю страну. Она была эталоном советского спортивного превосходства на международных аренах, славой и гордостью советского спорта, прежде всего хоккея с мячом (с которого начала свою карьеру в 18 лет), легкой атлетики и волейбола. Истории мирового спорта известен лишь один случай, когда кому-то в один год удалось выиграть на Олимпийских играх три медали в легкой атлетике и стать чемпионом мира по волейболу. Это в 1952 году сделала Чудина. Популярность ее в Советском Союзе зашкаливала и, вдруг в одночасье все оборвалось…

«Подкоп» от Прокопа

После Олимпийских игр 1968 года в одном из западных журналов появилась статья члена МОК, австрийского профессора Людвига Прокопа «Хромосомы спортивных амазонок», в которой автор среди явных, на его взгляд, гермафродитов в спорте назвал и Александру Чудину. Почему? На каком основании, ведь Чудина закончила свою спортивную карьеру в 1963 году, а секс-контроль на международных соревнованиях впервые был проведен в 1966-м на чемпионате Европы по легкой атлетике в Будапеште? Конечно, в этой ситуации можно подозревать тех, кто резко, в расцвете сил, завершил активные занятия спортом после 1966 года, но как в этом списке Прокопа оказалась Чудина? Да, говорила басом, имела неординарную внешность, могла позволить себе выпить и закурить, но разве это доказывает ее принадлежность к гермафродитам? Ходили слухи о «нежной дружбе» Чудиной со знаменитой советской конькобежкой Ингой Артамоновой, но это опять же, согласитесь, аргумент несерьезный. Никто и никогда не брал у Александры обязательный, для того чтобы доказательно обвинять, мазок со слизистой оболочки щеки. Так о чем тогда говорить? Весьма показательна в этой связи история с советской чемпионкой мира по конькобежному спорту Халидой Щеголевой, которую также подозревали в принадлежности к гермафродитам, а она после завершения спортивной карьеры родила и утерла всем «прокопам» нос.

Бюст в прихожей

Летом 1978 года жизнь свела меня с уже забытой всеми Александрой Чудиной. Я, тогда студент второго курса факультета журналистики МГУ, мечтал о вершинах выбранной профессии и планировал начать восхождение с запоминающейся статьи в центральной прессе. Как раз подоспел VIII чемпионат мира по волейболу среди женщин в Ленинграде, и мне показалось, что обстоятельная беседа с победительницами первого чемпионата мира, состоявшегося за 26 лет до того в Москве, о переменах, произошедших в женском волейболе, станет той самой замеченной читателями статьей.

Героинь своей будущей публикации искал… через киоски Мосгорсправки (были тогда такие в Москве). Фамилия, имя, отчество разыскиваемого человека, род занятий, примерный возраст плюс пять копеек – этого было достаточно, чтобы при определенной удаче получить через час нужную информацию.

Номер домашнего телефона Чудиной набирал, без всякого преувеличения, с дрожью в коленках. Для меня, приехавшего в Москву из глубокой провинции и еще не разучившегося испытывать душевные потрясения от возможностей столичной жизни, встреча с Чудиной была равносильна чуду. В моих глазах она была Богом, уникальной спортсменкой, установившей 40 национальных рекордов, семь из которых превышали мировые. Тогда я еще не знал о неординарных особенностях организма Александры Георгиевны, приписанных ей молвой, как, впрочем, и о том, что на ее имя уже много лет было наложено табу в советской прессе. Во многом «благодаря» именно этой причине моя статья, призванная произвести фурор, так и не увидела свет. Но это было потом, а в начале августа 78-го я был далек от сплетен, клубящихся вокруг Чудиной, и меня одолевал юношеский зуд великих свершений.

…После долгой паузы на другом конце провода наконец подняли трубку. «Я слушаю», – на несколько секунд сбил меня с толку хрипловатый мужской голос, после того как я попросил позвать к телефону Александру Георгиевну. Тем не менее, заикаясь от волнения, начал объяснять причину звонка. «Девушка, – окончательно добил меня невидимый собеседник, – приходите завтра к трем часам…»

Надо ли говорить, что на следующий день я был у дома Чудиной на Новой Башиловке задолго до назначенного времени, выкурил с десяток сигарет (тогда еще был подвержен этой вредной привычке), а ровно в три с бьющимся сердцем позвонил в дверь. Когда она открылась, скажу честно, испытал шок, ощутив себя в роли известного сказочного героя, оказавшегося в избушке на курьих ножках. Это была совсем не та Чудина, которую я ожидал увидеть: необыкновенно худая, с коротко подстриженными редкими седыми волосами и дымящейся папиросой «Беломор» в уголке рта. Картину под названием «Не ждали» дополнил резкий запах алкоголя: Александра Георгиевна была заметно пьяна. «Вам кого?» – искренне удивилась она. Мои торопливые объяснения не произвели на нее никакого впечатления: она так и не вспомнила о вчерашнем звонке. Тем не менее, в квартиру пригласила.

Перед глазами до сих пор ее прихожая, больше похожая на музей, в котором, как поначалу показалось, остановилось время. Многочисленные фотографии на стенах, несметное количество наград, среди которых сразу бросался в глаза орден Ленина. Но особенно поразил гипсовый бюст хозяйки дома, выполненный в годы расцвета ее спортивной карьеры и оттого как нельзя лучше убедивший меня в том, что время все же не стоило на месте…

Сломанная стойка и волейбол в… сари

Чудина была не одна, с ней находилась какая-то женщина, которая, не обращая внимания на початую бутылку недорогого портвейна, стоящую перед хозяйкой, предложила мне чаю. Жаль, что у меня не было тогда диктофона, и беспристрастная пленка не зафиксировала деталей нашей «исторической» беседы с Александрой Георгиевной. А ее надо было слушать! Пара-тройка стаканов портвейна, уничтоженных на моих глазах собеседницей, сделали ее еще красноречивее. С первых же минут интервью превратилось в монолог. Рассказывала она долго, очень охотно и, главное, необычайно интересно. Правда, о тенденциях современного женского волейбола не получилось: Чудина в то время была уже далека от него. Зато вечер воспоминаний удался на славу.

Запомнилась, например, история о том, как на чемпионате мира – 1952 сборная Индии из религиозных соображений отказалась играть на одной площадке с мужчинами (а в те дни в Москве параллельно проходил и мужской чемпионат). Более того, индуски в категоричной форме настаивали на том, чтобы играть в… сари. В конце концов, все проблемы организаторам удалось разрешить, правда, в трусах волейболистки Индии все равно на публике не появились, а выходили на площадку исключительно в трико.

Две другие оставшиеся в памяти истории произошли осенью 1960 года в Рио-де-Жанейро на III чемпионате мира и имели непосредственное отношение к самой Чудиной. Сначала она, по собственному признанию, буквально шокировала местную публику тем, что в одной из атак против японок чудовищным по силе ударом… сломала деревянную стойку, к которой крепилась сетка. А потом, уже во время церемонии награждения, исправила досадную оплошность тогдашнего президента Международной федерации волейбола француза Поля Либо, вручившего японкам золотые награды вместо серебряных.

А под занавес нашей беседы Александра Георгиевна ошарашила меня уже совершенно неожиданным признанием. «Знаете, – сказала она, – я долгое время вела дневник. Никогда никому его не показывала, но вы мне так понравились, что я хочу подарить его вам – может быть, из этих записей получится интересная публикация. Позвоните мне завтра, а я к этому времени постараюсь отыскать его на антресолях…»

Надо ли говорить, что покидал я квартиру Чудиной на крыльях: получить в полное распоряжение дневник самой Чудиной. О такой творческой удаче не могли мечтать даже зубры советской спортивной журналистики, а тут, по сути, первый «выход в свет» – сразу такой бесценный подарок. Однако ни завтра, ни послезавтра, ни через месяц вышеупомянутый дневник я так и не увидел. Когда после пятнадцатого звонка уже знакомый мне хрипловатый голос в очередной раз сообщил, что Александра Георгиевна уехала на дачу, понял, что пора прекратить беспокоить заслуженную чемпионку.

Трусы напрокат

А еще через несколько дней, побывав в гостях у подруги Чудиной по команде, трехкратной чемпионки Европы, чемпионки мира – 1952, тренера сборной СССР 1960 года Серафимы Кундиренко, получил еще один психологический удар. Так, Серафима Георгиевна уверяла, что сломанная в Бразилии стойка, индуски в трико и ошибка Либо – не более чем плоды алкогольных фантазий Чудиной, и в доказательство продемонстрирова ла снимок из журнала «Физкультура и спорт», запечатлевший эпизод игры советских и «освободившихся только-только от колониального гнета» индийских волейболисток… в трусах, выданных им «напрокат» в Москве (это, кстати, как выяснилось, исторический факт).

Впрочем, факт гениальности Чудиной как игрока не оспаривал никто из команды чемпионок 1952 года, с которыми я встретился летом 1978 года. Вера Ивановна Озерова, к примеру, даже призналась, что без капитана Чудиной вообще страшновато бывало выходить на площадку, поскольку она была больше, чем полкоманды. Мало того, взяв на тренировке в партнеры двух начинающих волейболисток, Александра могла легко обыграть всю сборную СССР в трех партиях.

Заслуженный вахтер

После завершения спортивной карьеры жизнь Александры Чудиной четко разделилась на две половины – «до» и «после», хотя после, в общем-то, не было ничего в сравнении с ее фантастическими спортивными достижениями. Административная работа в «Юном динамовце», в Московском городском совете «Динамо», вахтерство на стадионе «Динамо», а далее – целый букет болезней: туберкулез, обнаруженный у нее еще в годы занятий спортом, гангрена, завершившаяся ампутацией ноги, и, наконец, рак желудка, побороть который не было уже сил…

Такие, как все, только несчастные

По злой ухмылке трагической судьбы Александры Чудиной о ней сначала очень много говорили хорошо, даже слишком хорошо, а потом долгие годы – вообще никак. Словно и не было такого человека в истории отечественного спорта. Разве это правильно? Даже в родном ведомственном издании, посвященном юбилею «Юного динамовца», авторы не нашли места для фотографии Александры Георгиевны, лишь однажды вскользь упомянув ее имя. Что уж тогда говорить о советских и российских СМИ. За сорок лет ни одной (!) статьи о спортсменке, с именем которой связано становление отечественной женской легкой атлетики и волейбола, даже несмотря на то, что все победы и рекорды Чудиной зафиксированы в международных спортивных справочниках. Разве что сенсационные публикации о таких деликатных темах, как гермафродиты в спорте. «Гермафродиты – такие же люди, как все, только несчастные», – написал автор одной из них под заголовком «Роди рекорд, амазонка!».

Александра Чудина сначала высоко несла знамя советского спорта, а потом в такой же мере – свой крест.

– В 40-е и 50-е годы – пока Чудина не стала известной на всю страну спортсменкой, перед каждым матчем соперницы, увидев ее, протестовали – отказывались «играть против мужика», – рассказывает трехкратная чемпионка мира по стрельбе Елена Донская, много лет игравшая с Чудиной в одной хоккейной команде. – Александру каждый раз вели на медосмотр, тщательно проверяли и потом… допускали к игре. Нетрудно представить, как унизительно это было для нее, но она никогда не злилась. Да, она была широкоплечей и мощной, но она была настоящей женщиной. Я утверждаю это, в том числе и как врач.

Но есть и другие мнения. В частности, двукратной мировой рекордсменки в легкоатлетическо м пятиборье, серебряного призера чемпионата Европы – 1958 Нины Виноградовой (Мартыненко), которая заявила буквально следующее: «Чудина говорила басом, курила, пила, и все знали, что она – это он, но делали вид, что не знали». Хочется в этой связи спросить: даже если это и так, как стоило повести себя Чудиной? Объявить на весь мир «Да, я – не женщина!», а после этого в омут головой? Много ли мы знаем случаев добровольных признаний тех спортсменов, которые выигрывают и пополняют свой личный бюджет за счет правильно найденных способов использования запрещенных допинговых препаратов? А какая здесь, собственно, разница? Кстати, как утверждает статистика, если на каждые 20 тысяч жителей Земли приходится один гермафродит, то в спорте – один на 500 человек. Во времена преуспевания Чудиной это, по сути, была единственная сфера деятельности человека, где люди с половыми отклонениями находили себя. И это не было преступлением, поскольку официальный секс-контроль появился только в 1966 году.

…Последний раз я видел Александру Георгиевну в марте 1990 года на похоронах Льва Ивановича Яшина. В демисезонном, давно вышедшем из моды пальто, в белой послевоенной панаме она стояла на костылях у изголовья гроба и с особой тоскливой пристальностью вглядывалась в лицо покойного, словно предвидя свое близкое будущее. Александра Георгиевна пережила великого одноклубника всего на семь месяцев…

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector