Факторы размещения электротехнического машиностроения в россии

Факторы размещения электротехнического машиностроения в россии

Более 85% продукции машиностроения и металлообработки производится в европейской части России. В Сибири и на Дальнем востоке отрасль представлена в основном предприятиями электротехнической промышленности, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, по выпуску кузнечно-прессового и литейного оборудования.

На эффективность размещения машиностроения влияет: научно-технический прогресс; специализация; кооперирование; концентрация; комбинирование производства; наличие трудовых ресурсов; близость к источникам сырья, материалов и к потребителям; объем транспортных работ и затраты на транспортировку.

Среди перечисленных факторов важная роль принадлежит специализации и кооперированию. Специализация облегчает организацию массового производства, содействует более рациональному использованию оборудования, повышает технический уровень. Размещение специализированных заводов тесно связано с размещением предприятий, с которыми они работают в кооперации. Кооперирование осуществляется как внутри отрасли, так и с заводами других отраслей, поставляющих металлы, изделия из пластмасс, стекла и др. Кооперировать следует предприятия, находящиеся на близком расстоянии друг от друга. Особое значение при этом имеет кооперирование внутри одного экономического района, что сокращает дальние перевозки и способствует комплексному развитию хозяйства. Кооперирование интегрирует размещение взаимодействующих между собой предприятий. На этой основе возникают машиностроительные комплексы, где различные заводы связаны совместным выпуском готовой продукции. Расширение сферы кооперирования в машиностроении приводит к увеличению числа предприятий-смежников, обеспечивающих работу головного завода.

Отрасли машиностроения, производящие малотранспортабельную продукцию, размещаются в районах потребления. К ним относятся: сельскохозяйственное машиностроение, производство машин и механизмов для лесной промышленности, горного оборудования и др.

Особенности размещения предприятий машиностроения обусловливают большую роль транспортного фактора в осуществлении кооперированных поставок и обеспечении потребителей готовой продукцией. Вопросы специализации и концентрации машиностроительного производства решаются в зависимости от транспортных возможностей и величины транспортных затрат.

В структуре затрат на производство основную часть занимают издержки на сырье, основные материалы (более 59%), на зар. Плату (15,7%).

Машиностроительные комплексы экономических районов страны:

1. В Центральных районах развито автостроение, локомотиво- и вагоностроение, речное судостроение, производство станков, подшипников, инструмента, точных машин и приборов, энергетическое и электротехническое машиностроение; производство машин и оборудования для промышленности и других отраслей народного хозяйства.

2. Северо-Запад и Север концентрируют энергетическое и электротехническое машиностроение; морское судостроение; вагоностроение; станкостроение, производство точных машин и приборов; производство промышленного оборудования.

3. В Поволжье развиты станкостроение и приборостроение, производство подшипников; автостроение; речное судостроение; тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение; производство оборудования для нефтяной и химической промышленности.

4. На Северном Кавказе представлено сельскохозяйственное машиностроение; локомотивостроение; энергетическое машиностроение.

5. На Урале выпускается горное, металлургическое и химическое оборудование; развиты вагоностроение; производство тяжелых станков, кузнечно-прессовых и строительно-дорожных машин; тракторостроение, энергетическое и электротехническое машиностроение; автостроение, производство станков и инструмента.

6. В Западной и Восточной Сибири производится горное и металлургическое оборудование; представлены тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение; энергетическое машиностроение; станкостроение; электротехника и приборостроение; вагоностроение и речное судостроение.

7. Дальний Восток это район морского и речного судостроения, производства станков и промышленного оборудования.

Тема 5: Металлургический комплекс РФ.

Черная металлургия

Цветная металлургия

Черная металлургия

В металлургический комплекс входят черная и цветная металлур­гия. Металл, несмотря на снижение металлоемкости продукции во всем развитом мире, остается основным конструкционным материалом. Металлургия России, обеспечивая производство и научно-техническое развитие практически всех отраслей промышленности, базируется на отечественных сырьевых ресурсах и ориентируется как на зарубежно­го, так и на российского потребителя.

Черная металлургия является основой для развития машиностроения и металлообработки. Продукция черной металлургии находит применение во всех сферах современной эконо­мики.

Основными странами-экспортерами металлопродукции являются Китай, Япония и Южная Корея. Основными странами-импортерами, выступают Таиланд (15,2 млн т), Индонезия (9,3 млн т), Иран (5,6 млн т), Алжир (5,0 млн т), Мексика (9,0 млн т) и Канада (9,6 млн т).В рамках Европейского Союза основные импортеры – Германия, Франция и Италия.

Крупнейшими потребителями продукции черной металлургии являются машиностроение и металлообработка, строительная индустрия, желез­нодорожный транспорт, черная металлургия тесно связана с химической и легкой промышленностью.

Месторождения какого-либо полезного ископаемого име­ют различное экономическое значение. Для выявления луч­шего проводится их экономическая оценка. Ей предшествуют геологическая и технологическая оценки.

Геологическая оценка месторождения – включает общие сведения о месторождении, геологическую характеристику района и геологичес­кое строение месторождения. На основе геологической оценки определяются: геологичес­кие запасы; качество полезного ископаемого; горно-геологические условия залегания месторождения; глубина разработки; мощность пласта и др.

Технологическая оценка – устанавливает технологичес­кую возможность разработки месторождения, возможные ма­сштабы добычи, способ вскрытия, подготовки и др.

Экономическая оценка месторождений производится на ос­нове данных геологической и технологической оценок и опре­деляет при эксплуатации того или иного месторождения сле­дующие показатели:

• общие и удельные капитальные вложения;

• затраты на добычу, обогащение и реализацию продукции;

• прибыль и рентабельность;

• чистый дисконтированный доход.

Факторы размещения черной металлургии:

1. Концентрация производства. По уровню концентрации, т.е. со­средоточения все большей части средств производства, рабочих мест и выпуска продукции на крупных предприятиях, Россия является веду­щей страной мира. Большую часть чугуна, стали, проката, особенно в европейской части страны, дают предприятия-гиганты: Магнитогорский металлургический комбинат, Новолипецкий и Череповецкий металлургические заводы. В черной металлургии сформировались самые крупные по размеру предприятия по сравнению с любой другой отрас­лью промышленности. Например, в состав Магнитогорского металлур­гического комбината входит более 100 предприятий, цехов и произ­водств, связанных технологически и технико-экономически. В нем объ­единены железные и марганцевые рудники, рудоподготовительные и агломерационные фабрики, карьеры известняков, огнеупорных глин, кварцитов и песков, химический комплекс, доменное, сталеплавиль­ное, прокатное, калибровочное, метизное, различные подсобные и вспомогательные производства. В восточных районах доля крупных предприятий меньше.

2. Производственное комбинирование – объединение на одном предприятии нескольких взаимосвязанных производств различных от­раслей. Это экономически целесообразно и обеспечивает единство технологического процесса. В связи с тем, что черная металлургия отличается широ­кой утилизацией производственных отходов, современные крупные предприятия отрасли представляют собой металлурго-энерго-химические комплексы.

3. Материалоемкость производства. На долю сырья и топлива при­ходится 85—90% всех затрат по выплавке чугуна. На 1 т чугуна требует­ся 1,2—1,5 т угля, 1,5 т железной руды, свыше 200 кг марганцевой руды и до 30 куб. м оборотной воды.

4. Высокая энергоемкость. Полная энергоемкость 1 т металла поч­ти на 30% выше, чем в Японии. Это означает, что затраты на энергию в себестоимости отечественного проката составляют 510—708 тыс руб., а доля полных энергозатрат — 30—40% себестоимости, что не имеет прецедента в мировой практике. Например, в черной металлургии Германии этот показатель равен всего 22%.

5. Высокие затраты трудовых ресурсов. Так, на 1 т готового проката у нас приходится 8,5—15 чел.-час, что в 1,5—2 раза больше, чем в странах с развитой черной металлургией: Южной Корее, Бразилии, Китае. Низ­кая производительность труда на предприятиях черной металлургии ведет к тому, что конкурентоспособность отечественной металлопродукции может быть обеспечена только при сохранении самого низкого из существующих уровня заработной платы (19—30% от уровня наи­более развитых стран). Часовая заработная плата на российских метал­лургических предприятиях на порядок ниже.

6. Предприятия черной металлургии с полным технологическим циклом выступают мощным районообразующим фактором. Необходи­мость использования побочного топлива вовлекает в технико-экономический процесс тепловую энер­гетику; металлоемкое машиностроение тяготеет к источникам сырья и местам потребления готовой продукции; химическая промышленность не пользует в качестве сырья многочисленные отходы черной металлур­гии. В результате черная металлургия способствует возникновению вокруг себя разнообразных и мощных промышленных комплексов: на Урале, в Кузбассе.

Железные ресурсы и топливо размещены по территории страны не­равномерно. Более 50% всех балансовых запасов железной руды сосре­доточено в европейской части Российской Федерации. Курская магнитная аномалия (Центрально-Черноземный эконо­мический район) — крупнейший железорудный бассейн.

Подотрасли черной металлургии:

· добыча и обогащение рудного сырья для черной металлургии (железных, марганцевых и хромитовых руд);

· добыча и обогащение нерудного сырья для черной металлургии (флюсовых известняков, огнеупорных глин и т.п.);

· производство черных металлов (чугуна, стали, проката, доменных ферросплавов, металлических порошков черных металлов);

· производство стальных и чугунных труб;

· коксохимическая промышленность (производство кокса, коксового газа и пр.);

· вторичная обработка черных металлов (разделка лома и отходов черных металлов).

Собственно металлургическим циклом является производство чугуна, стали и проката. Предприятия, выпускающие чугун, сталь и прокат, относятся к металлургическим предприятиям полного цикла.

Предприятия без выплавки чугуна относят к так называемой передельной металлургии.

В России созданы три металлургические базы: Уральская, Центральная и Сибирская.

Российские металлургические компании обладают некоторыми конкурентными преимуществами по сравнению с зарубежными. Факторы, обусловившие преимущества российских металлургических компаний:

1. высокий уровень самообеспеченности собственным сырьем – железной рудой и коксующим углем;

2. относительно низкий по сравнению с мировым уровень затрат на производство, что обусловлено наличием собственного сырья, дешевизной квалифицированной рабочей силы и более низкими расходами на энергию;

3. поддержание высокого уровня внутреннего спроса на металлургическую продукцию за счет роста ВВП и строительной отрасли в начале и середине 2000-х гг. даже в условиях снижения спроса на внешних рынках;

Проблемы черной металлургии:

Читайте также:  Очиститель воды для питья

1. Неравномерность размещения добывающих и перерабатывающих мощностей обуславливает закупку предприятий Урала и Сибири сырья в других регионах России и странах СНГ, главным образом, в Казахстане.

2. Физическая изношенность и моральное устаревание основных фондов: примерно половина стали в России выплавляется в устаревших мартеновских печах, которые уже не используются в Японии.

Примерно 15% оборудования на отечественных металлургических предприятиях соответствует мировым стандартам, 56% нуждается в реконструкции и модернизации, а остальное должно быть заменено полностью. Основная часть оборудования черной металлургии монтировалась в 60-70е годы. Высокий износ оборудования (до 60-70%), и физический и моральный. При этом объем обновления основных фондов, не достигает и 2% в год. Сегодня продолжается производство стали неэффективным мартеновским способом (18,5% от общего выпуска), а также использование устаревших агрегатов по прокатке слитков в заготовки (около 30% от выпуска стали).

3. Недостаток в черной металлургии хрома, марганца, магнезита, феррохрома. В бывшем СССР марганец полностью поставлялся с Украины, Казахстана и Грузии, а хром – полностью из Казахстана, поэтому в настоящее время необходимо ускорение геологоразведочных работ как по железной руде (восточный склон Урала – Валериановская зона и Сибирь), так и по марганцу (Коми, Пороженское месторождение в Нижнем Приангарье. Усинское месторождение в Кемеровской области, месторождения Свердловской области) и хрому (Урал-Пермская область, Кольский полуостров).

У российских производителей также наблюдается нехватка феррохрома.

Сырьевая база магнезитов в России имеет ряд недостатков: во-первых, исчерпаны запасы для открытой добычи на основных объектах разработки – месторождениях Сатинской группы в Челябинской области; во-вторых, сложился недостаток чистых по примесям магнезитов для производства высококачественных огнеупоров; и наконец, большая часть разведанных запасов находится вдали от потребителей.

Цветная металлургия

Цветная металлургия специализируется на добыче, обогащении, металлургическом переделе руд цветных, благородных и редких металлов, а также на добыче алмазов.

– редких металлов и др.

Цветная металлургия России развивается на основе использования собственных больших и разнообразных ресурсов и по выпуску продукции занимает второе место в мире после США. В России производится свыше 70 разнообразных металлов и элементов. Имеется около 47 горнодобывающих предприятий относящихся к данной отрасли, из которых 22 относятся к алюминиевой промышленности.

Вследствие значительной материалоемкости предприятия цветной металлургии ориентируется на сырьевые базы. При этом обогащение непосредственно «привязано» к местам добычи руд цветных и редких металлов.

Руды цветных металлов отличаются крайне низким содержанием полезных компонентов. Типичные руды, используемые для производства меди, свинца, цинка, никеля, олова, имеют всего несколько процентов, а иногда и доли процента основного металла.

Медная промышленность из-за относительно низкого содержания концентратов привязана к районам, располагающим сырьевыми ресурсами.

Для производства меди используются — медные колчеданы, запасы которых представлены в основном на Урале (Красноуральское, Ревдинское, Блявинское, Сибайское, Гайское и другие месторождения), а также в Восточной Сибири (Удоканское месторождение).

В качестве дополнительного сырья используют медно-никелевые и полиметаллические руды, из которых медь извлекается обычно в виде так называемого штейна.

Основной район производства меди — Урал, для которого характерно преобладание металлургического передела над добычей и обогащением.

Приурочена к районам распространения полиметаллических руд — Северному Кавказу (Садон), Кузбассу (Салаир), Забайкалью (Нерчинские месторождения) и Дальневосточному Приморью (Дальне-горек).

Свинцовые и цинковые концентраты обладают довольно высоким содержанием полезных компонентов, а следовательно, и транспортабельностью (в противоположность медным концентратам), обогащение и металлургический передел часто отрываются друг от друга. Так, на Урале, специфика сырьевой базы которого состоит в наличии медно-цинковых руд, для производства цинка (Челябинск) используются не только местные концентраты, но и поступающие из других районов страны. Аналогичные случаи бывают и при выплавке свинца.

Характерной чертой свинцово-цинковой промышленности выступает территориальная разобщенность обогащения и металлургического передела. Другая важная особенность отрасли состоит в том, что, несмотря на комплексный состав сырья, далеко не везде свинец и цинк в чистом виде получают одновременно.

Тесно связана с источниками сырья, что обусловлено низким содержанием промежуточных продуктов (штейн и файнштейн), получаемых в процессе переработки исходных руд.

В России эксплуатируются руды двух типов: сульфидные (медно-никелевые), которые есть на Кольском п-ове (Никель) и в низовьях Енисея (Норильск), и окисленные — на Урале (Верхний Уфалей, Орск, Реж). Особенно богат сульфидными рудами Норильский район. Здесь выявлены новые источники сырья (Талнахское и Октябрьское месторождения), что дает возможность еще больше расширить металлургический передел по никелю.

Характеризуется территориально разобщенными стадиями технологического процесса. Металлургический передел не связан с источниками сырья. Он ориентирован на районы потребления готовой продукции. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, добыча сырья часто рассредоточена по мелким месторождениям, а с другой — продукты обогащения обладают высокой транспортабельностью.

Основные ресурсы олова находятся в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Особыми чертами характеризуется география производства легких цветных металлов, в первую очередь алюминия.

По масштабам производства и потребления алюминий занимает первое место среди подотраслей цветной металлургии, а среди отраслей металлургии по объёму уступает лишь производству стали. Важнейшими потребителями продукции алюминиевой промышленности являются: авиационная, электротехническая, автомобильная, а также строительство, железнодорожный транспорт, химическая, пищевая промышленность.

Использует сырье более высокого качества, чем остальные отрасли цветной металлургии. Технологический процесс в алюминиевой промышленности складывается из двух основных стадий: производства глинозема и производства металлического алюминия.

На первом месте по производству глинозема находится Урал (более 2/5 общего выпуска), затем идут Восточная Сибирь (свыше 1/3) и Северо-запад (более 1/5). Но отечественное производство обеспечивает только половину имеющихся потребностей. Остальное количество глинозема импортируется из ближнего зарубежья (Казахстан, Азербайджан и Украина), а также из Югославии, Венгрии, Греции, Венесуэлы и других стран. Около 1/5 потребности алюминиевых заводов в глиноземе покрывает Николаевский глиноземный завод (Украина) — крупнейший в СНГ.

По запасам золота Россия занимала в 2013 году 7 место в мире после: США, Германии, Италии, Франции, Китая, Швейцарии.

Крупнейшими добытчиками золота в мире являются Австралия – в мировой добыче 9%, США – 8%, Россия с долей – 8%, Перу – 5% и ЮАР – 5% в мировой добыче золота. Россия по итогам 2013 года занимает четвертое место.

По разведанным запасам, которые оцениваются не менее чем в 5 тыс. т, Россия значительно уступает только ЮАР, но превосходит Австралию и Канаду и находится на одном уровне с США. Отечественные месторождения представлены россыпными, коренными (рудными) и комплексными (золото в сочетании с медью, полиметаллами и др.). Основные запасы сосредоточены в коренных месторождениях, затем идут комплексные и, наконец, россыпные.

Основная масса отечественного золота добывается на Дальнем Востоке (2/3 общего количества) и в Восточной Сибири (свыше 1/4).

Алмазы— одна из важнейших доходных статей отечественного экспорта. Ежегодно от их продажи страна получает около 1,5 млрд. долл.

В 1910 году была изобретена и воплощена в жизнь шлифовка алмазов, которая используется и по сей день.

В настоящее время алмазы добывают из двух типов месторождений: коренных (кимберлитовые и лампроитовые трубки) и вторичных – россыпи.

Алмазы добываются более чем в 20 странах мира. Одни из них являются самостоятельными экспортерами алмазов, другие, в том числе Россия, выходят на мировой рынок через южноафриканский картель «Де Бирс» (международная корпорация, которая занимается добычей, обработкой и продажей природных алмазов, а также производством синтетических алмазов для промышленных целей. Основана в 1888 году в ЮАР.).

Почти все отечественные алмазы добываются в Якутии. В двух алмазоносных районах бассейна р. Вилюй действуют несколько рудников, в том числе такие известные, как «Юбилейный» и «Удачный» (85% общего объема добычи). На территории восточных районов страны алмазы найдены также в Восточной Сибири (Красноярский край и Иркутская обл.).

1. Истощение месторождений медных, алюминиевых руд.

2. Отсутствие крупных месторождений марганцевых, хромитовых, титановых и других руд.

3. Низкое качество выплавляемых металлов – большая часть заводов работает на старом оборудовании и технологиях.

4. Дороговизна российского металла (цены выше мировых на 20-40%), из-за монополии заводов-гигантов.

5. Экологическая проблема – металлургия дает 37% вредных выбросов в атмосферу.

1. Развитие Дальневосточной металлургической базы.

2. Применение новых гео- и биотехнологий добычи, позволяющих меньше загрязнять окружающую среду.

3. Создание автоматизированных мини-заводов, работающих на металлоломе и меньше загрязняющих окружающую среду.

География для всех

Навигация

Размещение предприятий электротехнической промышленности обусловлено различными факторами, где важную роль играют наличие квалифицированных кадров, специализированных научно-исследовательских организаций и крупных потребителей. В настоящее время основными регионами электротехнического машиностроения являются Центральный, Северо-западный и Западно-Сибирский районы. Старейшими являются такие предприятия, как московские Электрозавод имени В.В. Куйбышева, санкт-петербургский “Электросила”, екатеринбургский “Уралэлектроаппарат” и новосибирский трансформаторный завод.

Станкоинструментальная промышленность включает производство металлорежущих станков, кузнечно-прессового оборудования, деревообрабатывающего оборудования, металлообрабатывающего инструмента, централизованный ремонт металлообрабатывающего оборудования. Заводы станкоинструментальной промышленности размещены в основных машиностроительных районах. Средний размер предприятий сравнительно невелик. Крупными центрами станкоинструментальной промышленности являются Москва (завод токарных станков и роботизированных комплексов “Красный пролетарий”), Санкт-Петербург, Иваново, Саратов, Рязань, Нижний Новгород, Новосибирск, Оренбург, Иркутск и др.

Читайте также:  Рулька свиная без кости запеченная в духовке

Продукция этой отрасли отличается небольшой материало- и энергоемкостью, но для ее производства требуются высококвалифицированная рабочая сила и научно-исследовательские кадры. Поэтому основная часть производственного потенциала сосредоточена в крупных и крупнейших городах. Например, в Москве и Московской области размещены десятки научно-производственных и производственных объединений, специализирующихся на выпуске, монтаже и наладке средств автоматизации, разработке программного обеспечения, конструировании и производстве часов, медицинских приборов, измерительной аппаратуры, оргтехники.

В структуре машиностроения доля продукции приборостроения составляет около 12%. Эта наукоемкая продукция является основным элементом систем автоматизации управления технологическими процессами, а также управленческого и инженерно-технического труда, информационных систем и т.д. В приборостроении более 80% продукции выпускается крупными предприятиями (численность работающих – от 1 до 10тыс. человек). В числе крупнейших предприятий – АО “Второй Московский часовой завод”, Пензенский часовой завод.

Машиностроение для легкой и пищевой промышленности

. Сюда входят следующие подотрасли: производство оборудования для текстильной, трикотажной, швейной, обувной, кожевенной, меховой промышленности, а также для производства химических волокон и оборудование для пищевой промышленности. Основным фактором размещения является близость к потребителю, поэтому подавляющее большинство заводов, и более 90% объема выпуска товарной продукции размещены в европейской зоне (главным образом Центральный, Волго-Вятский, Северо-западный и Поволжский районы).

. В авиационной промышленности кооперируются предприятия практически всех отраслей промышленного производства, поставляющие разнообразные материалы и оборудование. Предприятия отличаются высоким уровнем квалификации инженерно-технического и рабочего персонала, что обусловило возникновение и развитие авиационной промышленности в крупных промышленных центрах. Современные пассажирские и грузовые самолеты производятся в Москве, Смоленске, Воронеже, Таганроге, Казани, Ульяновске, Самаре, Саратове, Омске, Новосибирске. В Москве, Ростове-на-Дону, Казани, Улан-Уде, Кумертау производят вертолеты.

(Москва, Омск, Красноярск и др.) выпускает орбитальные космические корабли, ракеты для вывода спутников, грузовых и обитаемых кораблей и корабли многоразового использования типа “Буран”, сочетающая высокие технологии с широкой межотраслевой комплексностью производства. На долю России приходится 85% мощностей ракетно-космического комплекса бывшего СССР.

Полезные ископаемые
Украина богата полезными ископаемыми. Их разрабатывается более 90 видов. Открыто более 8 тыс. месторождений, из которых более 4,5 тыс. разрабатываются. Полезные ископаемые подразделяются на три группы: топливные, рудные (металлические) и нерудные. Из топливных полезных ископаемых главную роль играю .

7,2 млн. км². Состав Восточно-Сибирского экономического района: Бурятия, Тува (Тыва) и Хакасия. Красноярский край, в т.ч. Таймырский (или Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа, Иркутская об .

Население
Население — 2489,1 тыс. чел. на 1.01.2001 г. (5% жителей Украины). Плотность — 256 чел. на 1 км2 (наиболее плотно заселены Южный берег Крыма и предгорные районы). Доля городского населения — 69%. Этнический состав: русские (67%), украинцы (26%), крымские татары, белорусы, евреи, молдаване, болгары, .

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Тепловозостроение, вагоностроение и путевое машиностроение.

Магистральные тепловозы производятся на одном из старейших машиностроительных заводов — Коломенском, маневровые про­мышленные тепловозы — в основном в Центральном районе (Брянск, Калуга, Людиново, Муром) и на Урале. Грузовое вагоно­строение сконцентрировано в Западной Сибири (Новоалтайск), в Восточной Сибири (Абакан). Пассажирские вагоны производят Тверской, Демиховский и Санкт-Петербургский заводы. Путевые машины и механизмы (укладочные, рельсосварочные, снегоочисти­тельные и др.) изготовляются пока в недостаточном количестве и ассортименте, их производство сосредоточено в городах европей­ской части России — в Калуге, Туле, Вятке, Саратове, Энгельсе, Армавире, Тихорецке. Турбостроение, поставляющее для энергети­ки паровые, газовые и гидравлические турбины, представлено в первую очередь производственными объединениями «Санкт-Петер­бургский металлический завод», «Санкт-Петербургский завод тур­бинных лопаток», Екатеринбургский турбомоторный завод, «Даль-энергомаш» (Хабаровск).

Полиграфическое машиностроение имеет наименьший объем то­варной продукции в отрасли. Производство* сосредоточено исклю­чительно в европейской части страны — в Санкт-Петербурге, Моск­ве, Рыбинске.

Электротехническое машиностроение зависит от наличия квали­фицированных кадров, специализированных научно-исследователь­ских организаций и крупных потребителей. В настоящее время ос­новными регионами электротехнического машиностроения являют­ся Центральный, Северо-Западный и Западно-Сибирский районы. Старейшими являются такие предприятия, как московский электро­завод имени В. В. Куйбышева, санкт-петербургский «Электросила», екатеринбургский «Уралэлектроаппарат» и новосибирский транс­форматорный завод.

Станкоинструментальная промышленность включает производст­во металлорежущих станков, кузнечно-прессового оборудования, деревообрабатывающего оборудования, металлообрабатывающего инструмента, централизованный ремонт металлообрабатывающего оборудования. Заводы станкоинструментальной промышленности размещены в основных машиностроительных районах. Средний размер предприятий сравнительно невелик. Крупными центрам^ станкоинструментальной промышленности являются Москва (завод токарных станков и роботизированных комплексов «Красный про­летарий»), Санкт-Петербург, Иваново, Саратов, Рязань, Нижний Новгород, Новосибирск, Оренбург, Иркутск и др.

Машиностроение для легкой и пищевой промышленности. Основ­ным фактором размещения является близость к потребителю, по­этому подавляющее большинство заводов и более 90 % объема вы­пуска товарной продукции размещены в европейской зоне (главным образом Центральный, Волго-Вятский, Северо-Западный и По­волжский районы).

Авиационная промышленность. Современные пассажирские и грузовые самолеты производятся в Москве, Смоленске, Воронеже, Таганроге, Казани, Ульяновске, Самаре, Саратове, Омске, Новоси­бирске. В Москве, Ростове-на-Дону, Казани и Улан-Удэ производят вертолеты.

Ракетно-космическая промышленность (Москва, Омск, Красно­ярск и др.) выпускает орбитальные космические корабли, ракеты для вывода спутников, грузовых и обитаемых кораблей и корабли многоразового использования типа «Буран», сочетает высокие тех­нологии с широкой межотраслевой комплексностью производства. На долю России приходится 85 % мощностей ракетно-космического комплекса бывшего СССР.

Автомобильная промышленность. Подавляющая часть производ­ства сосредоточена в старопромышленных районах европейской части России с высокой концентрацией перевозок и наличием крупных транспортных узлов. В отрасли велик уровень производст­венной концентрации. Более % товарной продукции, основных производственных фондов и персонала приходится на предприятия с численностью работающих более 10 тыс. человек, составляющих лишь 11 % от общего числа.

Сельскохозяйственное и тракторное машиностроение. Основные мощности сельскохозяйственного и тракторного машиностроения расположены главным образом в Северо-Кавказском, Поволжском, Западно-Сибирском, Уральском, Центральном, Центрально-Черно­земном и Волго-Вятском районах. Это соответствует размещению и специализации сельского хозяйства. Производство зерноуборочных комбайнов сосредоточено на заводе «Ростсельмаш», на краснояр­ском и таганрогском заводах, картофелеуборочных — в Рязани, льноуборочных — в Бежецке. Различные типы тракторов выпуска­ются во Владимире, Липецке, Санкт-Петербурге, Волгограде, Руб­цовске, Петрозаводске, Барнауле, Брянске и Чебоксарах.

Судостроительная промышленность. Крупнейший район морско­го судостроения сложился на Балтийском море, где находится важ­нейший его центр — Санкт-Петербург с рядом заводов («Северная верфь», Балтийский, Адмиралтейский, Канонерский, Невский). Имеются судостроительные и судоремонтные заводы в Выборге и Калининграде. На Дальнем Востоке центрами судоремонта являют­ся Владивосток и Петропавловск-Камчатский.

Выбор места (площадки) для строительства крупного предпри­ятия, а тем более промышленного комбината или комплекса отно­сится к весьма сложным проектным вопросам, требующим специ­альных изысканий и многовариантных расчетов.

Раскройте сущность концентрации производства, назовите ее преи­мущества и недостатки.

Назовите формы и показатели концентрации производства.

Перечислите факторы, влияющие на размеры промышленных пред­приятий.

Объясните содержание специализации производства.

Назовите формы и показатели специализации производства.

Как соотносятся между собой концентрация и специализация произ­водства?

Дайте определение кооперирования производства, назовите его формы.

Дайте определение комбинирования производства, назовите его при­знаки, формы и направления.

Перечислите основные факторы размещения предприятий машино­строения и объясните механизм их влияния.

ПРЕДПРИЯТИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

4.1. Понятие, структура и показатели рынка

В условиях рынка по сравнению с плановой экономикой меня­ются закономерности функционирования предприятий, принципы управления и планирования, по-новому расставляются приоритеты в хозяйственной деятельности предприятий. Рынок становится ос­новным ориентиром работы предприятий. Именно учет запросов рынка позволяет предприятию достигать своей цели — получение прибыли.

С рынком предприятие связано как со стороны производства и сбыта собственной продукции (произведенная продукция предна­значена для реализации ее потребителям, без данного этапа круго­оборота капитала невозможно функционирование предприятий), так и со стороны материально-технического обеспечения производ­ства сырьем, материалами, оборудованием и др. (для осуществления процесса производства машиностроительные предприятия взаимо­действуют с поставщиками необходимых ресурсов, выступая в каче­стве потребителей).

Рынок — это саморегулируемая, основанная на свободе система отношений между продавцом и покупателем по поводу обмена, куп­ли-продажи товаров (услуг), при которой обеспечиваются необходи­мые спрос и предложение. Классификация рынков представлена на рис. 4.1.

На практике широкое распространение получило деление рын­ков по характеру конкуренции. Соответственно выделяют следую­щие виды рынков.

Рынок чистой конкуренции. Исходная позиция — на этом рынке существуют множество продавцов и множество покупателей како­

а. а х ° о 2 с £ ф

го-либо сходного товарного продукта. При этом ни один продавец и ни один покупатель не оказывают большого влияния на уровень те­кущих рыночных цен товара, т. е. продавец не в состоянии запро­сить цену выше рыночной, так как покупатели могут свободно при­обрести любое количество товара по данной рыночной цене. Про­давцы не будут устанавливать цену ниже рыночной, поскольку могут продать всю продукцию по существующей цене. На данном рынке минимальна роль маркетинговых исследований, маркетинго­вой деятельности, рекламы, стимулирования сбыта и т. д.

Рынок монополистической конкуренции. Данный рынок состоит из множества продавцов и покупателей, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие ши­рокого диапазона цен объясняется способностью продавцов предло­жить покупателям различные варианты товаров. Изделия могут от­личаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформле­нием и т. д.

Читайте также:  Пробковая подложка вместо ламината

Различия также могут состоять в сопутствующих товарам услу­гах. В связи с наличием большого числа конкурентов стратегии их маркетинга оказывают на каждую отдельную фирму гораздо меньше влияния, чем в условиях олигополистического рынка.

Рынок олигополистической конкуренции. Состоит из небольшого числа продавцов, очень чувствительных к политике ценообразова­ния и маркетинговых исследований друг друга. Товары этих продав­цов могут быть как схожими, так и значительно отличаться друг от друга. Небольшое количество продавцов объясняется тем, что но­вым продуктам очень сложно проникнуть на данный рынок. Каж­дый продавец очень чутко реагирует на стратегию и действия своих конкурентов. Предприятие-олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-либо долговременного ре­зультата за счет снижения цен, т. е. при снижении каким-либо про­давцом цены на 10 % покупатели быстро переключатся на него. С другой стороны, если олигополист повысит цены, то нет уверен­ности, что конкуренты последуют его примеру, и ему придется воз­вращаться к прежней цене или рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов.

Рынок чистой монополии. В данном случае на рынке всего один продавец. Это могут быть государственная организация, частная ре­гулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия. В каждом из этих трех случаев ценообразование складывается по-разному. Государственная монополия с помощью политики цен может, например, устанавливать цены ниже себестоимости, если то­вар имеет важное значение для покупателей.

Рынок как важнейшая характеристика рыночной экономики способен постоянно изменять свои характеристики во времени и пространстве. Работа в условиях рынка требует от предприятий по­стоянного контроля рыночных процессов. Системы управления машиностроительных предприятий поставлены в принципиально новые условия по сравнению с плановой экономикой. Учет, ана­лиз и планирование рыночных процессов ведется с помощью сис­темы обоснованных показателей, позволяющих полностью обеспе­чить необходимой информацией руководителей предприятий для принятия эффективных управленческих решений. Выбор показате­лей субъективен и, проводится с учетом поставленных задач. Наи­более распространенными показателями, характеризующими ры­ночные явления и процессы, являются: количество конкурентов на исследуемом рынке, их удельный вес в товарообороте, уровень мо­нополизации в отрасли и на рынке, перечень барьеров входа на рынок, интегрированность рынка в подсистемы верхних уровней рыночной иерархии.

4.2. Особенности работы предприятия в условиях рынка

Сущность любой экономики составляет производство, создание экономического продукта. Без производства не может быть потреб­ления, можно только проедать произведенное. Именно предприятия выпускают продукцию, выполняют работы и услуги, т. е. создают основу для потребления и приумножения национального богатства. От того, насколько эффективно работают предприятия, каково их финансовое состояние, зависят здоровье всей экономики и индуст­риальная мощь государства. Если схематично представить всю сис­тему хозяйственного управления в стране в виде пирамиды, то ее основанием являются предприятия.

В условиях плановой экономики основная цель предприятия за­ключалась в выпуске продукции определенной номенклатуры и ас­сортимента исходя из годового плана, который, в свою очередь, вы­текал из пятилетнего плана. Под этот план предприятию доводи­лись необходимые ресурсы и конкретные поставщики, а также указывались и потребители продукции, т. е. предприятия заранеезнали, какими ресурсами они располагали на год, от каких пред­приятий их получат и в какой срок. Заранее они знали, куда сбы­вать свою продукцию и по каким ценам.

В условиях плановой экономики предприятия не были особо за­интересованы в выпуске высококачественной продукции, так как практически отсутствовала конкуренция, и предприятия знали, что сбыт продукции всегда гарантирован. У предприятий отсутствовала свобода выбора предприятий-поставщиков — все планировалось Госпланом и Госснабом. Предприятия не стремились снижать из­держки на производство и реализацию продукции за счет внедрения новой техники и технологии, лучшей организации производства, так как цены устанавливались на основе фактических издержек и нормативной прибыли. Выполнение плана при административ­но-командной системе являлось самым важным критерием при оценке работы предприятия. По этому критерию оценивалась и дея­тельность руководителя предприятия. В этих условиях предприятия, естественно, не стремились улучшать качество продукции и насы­щать рынок товарами и услугами.

С переходом российских предприятий на рыночные отноше­ния ситуация в корне изменилась. Предприятия были вынуждены работать по совершенно иной схеме. В этой схеме основой явля­ется спрос покупателей, т. е. возможность сбыть свою продук­цию. Для этого необходимо изучать конъюнктуру рынка, запросы покупателей, емкость рынка, качество продукции у потенциально­го конкурента и другие вопросы, характерные для рыночных от­ношений.

Экономика ведущих индустриальных стран мира приводится в движение рынком в том смысле, что при совершении экономиче­ских действий люди и организации полагаются на рыночные про­цессы.

Из наиболее важных характеристиках рыночной экономики можно назвать частную собственность на ресурсы и средства произ­водства, индивидуальную свободу выбора, конкуренцию, мотива­цию получения прибыли, а также цены, определяемые условиями рыночного спроса и рыночного предложения.

Рынок.продукции и рынок ресурсов есть два принципиальных типа рынка. Для каждого товара или услуги существует свой рынок (рис. 4.2).

Главные экономические единицы общества (индивидуумы, фирмы, государственные учреждения) действуют как собственники экономических ресурсов. Через рынки ресурсов они поставляют

Рис. 4.2. Упрощенная модель рыночной экономики

фирмам средства производства. На рынках ресурсов производители находятся на стороне спроса, и они должны платить за приобретае­мые для производства ресурсы.

Эти платежи, рассматриваемые фирмами-производителями как затраты, для поставщиков ресурсов являются доходами и принима­ют форму жалованья, заработной платы, дивидендов и т. д. Плоды трудов фирм-производителей предлагаются потребителям на рынках продукции, на которых производители действуют со стороны пред­ложения, а потребители — со стороны спроса.

Потребители используют доход, получаемый от поставки ресур­сов, в виде платы за покупаемые товары и услуги. Эти платежи, ко­торые рассматриваются потребителями как расходы, для произво­дителей являются выручкой. Таким образом, ключевой характери­стикой рыночной системы является свобода потребителей и производителей принимать решения по купле-продаже, вести биз­нес на свободно избираемых ими рынках, а принципом здесь явля­ется поощрение индивидуального экономического интереса, в ре­зультате чего и лучше всего удовлетворяются интересы общества в целом.

В традиционной экономической системе на четыре базовых эко­номических вопроса отвечают посредством действий в соответствии с обычаями, привычками и традициями (страны третьего мира).

Командная система экономики полагается на общественную собственность и централизованное управление средствами произ­водства в качестве заменителей рыночных процессов (коммунисти­ческие страны). Однако не существует экономики, которая была бы полностью Организована на чисто рыночной основе, поэтому эко­номическую систему ведущих индустриальных стран мира можно точно определить как систему смешанной экономики, т. е. как смесь рыночной и командной систем. Пропорция этой «смеси» за­висит от конкретной ситуации. Многие отечественные предприятия не были готовы работать по этой схеме по различным причинам, основные из них:

многие руководители предприятий не были способны рабо­тать по этой схеме, а некоторые из них не верили в серьез­ность происходящих преобразований, надеялись и ждали воз­вращения к плановой экономике — там они чувствовали себя, как рыба, в воде;

распад СССР привел к нарушению производственных и коо­перированных связей;

неконкурентоспособность продукции многих отечественных предприятий;

переход на рыночные отношения сопровождался инфляцией и гиперинфляцией, что не создавало благоприятных условий для работы предприятий, особенно обеспечения предприятия оборотными средствами;

многие предприятия так и не сумели адаптироваться к ры­ночным отношениям;

насыщение российского рынка импортными товарами;

государство на переходном этапе не создало необходимых ус­ловий для функционирования цивилизованного рынка в Рос­сии. Не были созданы условия для конкуренции, экономика должным образом не демонополизирована, не работает систе­ма банкротства, не создана и надлежащая рыночная инфра­структура.

Все эти и другие причины в конечном итоге привели к ухудше­нию финансового положения многих предприятий и к затяжному экономическому кризису в стране. Переходный период в России от плановой экономики к рыночной затянулся. Этот затяжной пере­ходный период обусловлен также политической и социальной на­пряженностью в стране. Многие граждане страны, особенно средне­го и пожилого возраста, в психологическом плане не были готовы к переходу на рыночные отношения, за этот период они многое поте­ряли как в материальном (обесценение вкладов населения), так и в социальном плане. ,

Переходный период в России характеризовался не только нега­тивными последствиями, но и некоторыми положительными мо­ментами.

К положительным моментам следует прежде всего отнести сле­дующие:

все больше предприятий адаптируются к рынку и начинают выпускать ту продукцию, которая действительно устраивает покупа­теля. Адаптация хозяйственной деятельности предприятий к рыноч­ным условиям становится ключевой проблемой российской эконо­мики, от ее решения зависят как ближайшие, так и отдаленные пер­спективы социально-экономического развития страны;

многие предприятия поняли, что снижение издержек произ­водства и реализации продукции, улучшение ее качества в условиях спада инфляции — единственно верное решение для обеспечения финансового благополучия;

рынки насыщаются товарами, в некоторых сферах экономики появляется здоровая конкуренция;

увеличивается число специалистов самого различного на­правления, которые способны эффективно управлять предприятием в условиях рынка, и др.

Из всего этого можно сделать вывод, что в России созданы оп­ределенные условия для перехода к действительно рыночной эконо­мике. Чем быстрее это осуществится, тем лучше для экономики страны и каждого отдельно взятого предприятия.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector