Художественные изделия из глины

Художественные изделия из глины

Понятие «керамика» (гр. keramike — гончарное искусство, keramos — глина) включает в себя все разновидности глиняных изделий. В зависимости от основного исходного сырья и дополнительных компонентов получают терракоту, майолику, фаянс, фарфор, различающиеся внешним видом и способом декорирования.

Терракота (итал. terra cotta — обожженная земля) — обожженная глина светлого красно-коричневого цвета, которую не покрывают глазурями. Терракота легко впитывает влагу, поэтому из нее делают в основном декоративные изделия.

Майолика (итал. maiolica — старое название острова Мальорка, через который в Италию ввозили произведения испанско-мавританской керамики) имеет естественный цвет обожженной глины и пористый черепок. Для использования майоликовых изделий в утилитарных целях их поверхность покрывают глазурями и цветными эмалями, что позволяет сделать черепок водонепроницаемым. Декорирование майолики обогащается тонким слоем ангоба. Ангоб (фр. engobe) — покрытие белой или цветной жидкой глиной, наносимое на керамическое изделие для устранения дефектов поверхности и придания ей цвета. На его фоне глазури и цветные эмали приобретают повышенную звучность.

Фаянс (фр. faience от названия итальянского города Faenza — Фаэнца, одного из центров керамического производства) в отличие от майолики имеет более тонкий черепок преимущественно белого цвета, а его пористость в значительной степени ликвидируется прозрачными глазурями.

Фарфор (тур. farfur от перс, fagfur) — наиболее совершенный вид керамики. Белизна, механическая прочность, стойкость к химическому и температурному воздействию обеспечили фарфору широкое применение в производстве изделий технического назначения, посуды, скульптуры и других художественных произведений.

Каолин, глина, полевой шпат, кварц — непременные компоненты фарфоровой массы — дают в результате обжига тонкий, прозрачный черепок. Ювелирная проработка конструктивных и декоративных деталей в сочетании с изысканной росписью ставит фарфоровые изделия в один ряд с ценными произведениями декоративно-прикладного искусства.

Способы изготовления керамических изделий с течением времени претерпевали изменения. Ручная лепка сосудов сохранилась в некоторых районах нашей страны до сих пор. Но стремление усовершенствовать труд и добиться идеальной формы сосуда привело к использованию гончарного станка с кругом, на котором из куска сырой глины вытягивается симметричный предмет.

На современном керамическом производстве гончарный станок заметно вытеснен литьем в гипсовые разъемные формы. Жидкую глиняную массу — шликер — заливают в форму, влага впитывается гипсом, а на стенках формы как бы отпечатывается будущий сосуд. Полученный полуфабрикат проходит дополнительную подработку: прикрепление ручки и носика, если это чайник; зачистку швов от литья; декорирование процарапыванием; заглаживание поверхности — лощение и т.д. Все эти операции выполняют по сырому черепку. После их завершения изделие подсушивают, потом обжигают.

Для декорирования керамических изделий чаще всего используют роспись. Приемы росписи разнообразны. Ангобами декорируют поверхность целиком или частично, а также наносят узор на необожженный сосуд пипеткой, рожком или грушей. Ангоб при этом впитывается в черепок не полностью, сохраняя рельефность орнамента.

В число декорирующих керамику материалов входят прозрачные (бесцветные и цветные) и непрозрачные глазури. Глазурованные керамические изделия с росписью обжигают, как правило, в два приема. Первый — утильный — обжиг придает прочность и твердость черепку. Второй обжиг — окончательный — закрепляет роспись и глазурь.

Особое место в искусстве керамики занимают центры, создающие глиняные игрушки. Их лепят вручную и расписывают свободно, сочиняя каждый раз новые варианты. Во многих центрах роспись производят клеевыми красками, она не требует обжига (подсушивание и обжиг полуфабриката не исключены). Лишь отдельные промыслы игрушку изготовляют по той же технологии, что и посуду, с глазурованием и обжигом. В игрушках повторяются изображения людей, животных и птиц.

Гжельская керамика. Название промысла произошло от названия с. Гжель Раменского района Подмосковья, где издавна почти все население деревень делало гончарную посуду, черепицу, изразцы. В начале XVII в. промысел был официально признан как производитель керамической продукции высокого качества. А с середины XVIII в. гжельские мастера освоили технику майолики, позволяющую изготовлять посуду с многоцветной росписью по белой эмали.

После открытия русским ученым Д. И. Виноградовым состава фарфора в Гжели началось освоение нового материала. С начала XIX в. фарфор и фаянс заняли господствующее положение в гжельском промысле. Со второй половины XIX в. гжельские мастера перестраиваются на роспись изделий в сдержанной гамме с преобладанием синего кобальта. Сочетание синего с белым фарфором, подкрепленное золотыми отводками, стало новой линией искусства Гжели.

Во всех изделиях, начиная с уникальных произведений и кончая тиражной продукцией, применяют ручную роспись, которая придает индивидуальный характер каждому предмету. Даже при одном типе росписи — синего изображения на белом фоне — разнообразие композиционных решений орнамента и изобразительных мотивов обеспечивает широкий ассортимент фарфоровых изделий. Это и наборы для кофе, чая, посуда для пельменей, часы оригинальных форм, шкатулки, сахарницы, масленки, и, конечно, декоративные вазы, тарелки, кувшины.

Скопинская керамика. Один из известных гончарных промыслов России находится в г. Скопин Рязанской области. Гончарную глину издавна использовали для изготовления кувшинов, крынок и мисок, а также игрушек. Фигурки коней, птицы-свистульки, всадники имели лаконичную форму без какой-либо деталировки и отделки. Посуду и игрушки покрывали цветной глазурью.

Во второй половине XIX в. начал складываться необычный характер скопинских изделий, они стали заметно отличаться от продукции других центров гончарного производства. Отличие состояло в том, что сосуды ручной лепки изготовляли как скульптуры: емкость как первооснова кувшина оставалась, но она дополнялась лепными фигурками птиц, рыб, полуфантастических животных.

В некоторых изделиях фигура птицы или животного превращалась в кувшин или сосуд, в котором сложно переплеталось несколько фигур.

Современные работы скопинских мастеров продолжают традицию создания оригинальной керамической фигурной посуды, превратившейся в декоративную скульптуру. Хотя среди изделий появились подсвечники, старинного типа кумганы (сосуды в виде рыб, льва, птицы скопы лаконичной формы), тенденция на изготовление изделий усложненных решений остается господствующей.

Читайте также:  Беседка с двойной крышей

Дымковская игрушка. Среди промыслов, изготовляющих глиняную игрушку, видное место занимает дымковский. Его название связано с с. Дымково, что находится близ г. Кирова (бывшая Вятка). Дымковская игрушка, близкая по форме изделиям других промыслов, имеет характерную роспись. Игрушки лепят из красной глины, а после обжига окрашивают разведенным в молоке мелом. Сейчас этот состав заменен водно-эмульсионными белилами. По белому фону роспись выполняют темперными красками. Сочные тона красного, желтого, зеленого, синего цветов, иногда дополненные медной поталью (раньше использовали даже сусальное золото), создают яркую, жизнерадостную роспись.

Каргопольская игрушка. Самобытный традиционный промысел изготовления игрушки сохраняется в Каргополе Архангельской области. Начало промыслу положили мастера, живущие в д. Гринево Каргопольского района. В тематике игрушки основательно закрепились образы сказочных персонажей, жителей деревни, занятых повседневным трудом, сцены народных гуляний с катаниями на тройках или в лодках по реке. Постоянно повторяются фигуры медведей, коней, оленей, собак. Техника выполнения игрушек аналогична технике изготовления на других промыслах: вылепленную игрушку обжигают, а затем расписывают клеевыми красками.

Гончарное дело не просто древнее ремесло, оно пускает свои корни в те времена, когда люди еще не овладели даже примитивной агротехникой. И ремесло не просто живет, а переживает сегодня новый виток популярности. Все, что вы хотели узнать про гончарное дело, его секреты и принципы, а также возможность мощного стартапа – далее.

История гончарного дела

Еще недавно историки сводили возникновение ремесла ко временам десятитысячелетней давности. И вот сравнительно недавнее открытие археологов перевернуло это представление о древности гончарства: в Хорватии обнаружили фигурки животных, возраст которых не менее 17,5 тысяч лет!

Первый обожженный сосуд относится к эпохе мезолита. Хотя, что интересно, первоначально умельцы использовали глину не как податливый материал для посуды, а как природное «тесто» для лепки статуэток и фигурок животных. Скорее всего, они носили ритуальный характер, принадлежали к тотемам и оберегам.

О гончарном круге, как полноценном приспособлении для работы с глиной, упоминается в Ветхом Завете. Но это не значит, что он не мог появиться значительно раньше описываемых в книге времен. Известно только, что какое-то время человек мог рассчитывать лишь на ручной труд, но уже тогда понимал – глина способна на многое.

Гончарное ремесло в мире

Распространена глина повсеместно, а значит, в самых разных точках земли человек обращался к природному материалу с богатыми возможностями. Пластичная субстанция в руках умельца обретала форму, а главное, обретала и смысл. Но в каждой части света история гончарного искусства своя.

Например, в Китае ремесло появилось как минимум за 2000 лет до нашей эры – примеры тому в виде удивительной керамики и фарфора Китайской Империи красноречивы. Есть сведения и о том, как налажено было гончарное производство и в Античном мире: умельцы использовали простую железистую глину, которая превращалась в изящные амфоры и сосуды.

Веками гончарное искусство развивалось и совершенствовалось, не сдавало своих позиций. В Средневековье керамическую посуду потеснили изделия из серебра, золота и олова. Металл оказался конкурентом глины, но из нее продолжали активно делать гончарные монограммы, изразцы, фамильные гербы – речь идет о знати, конечно. Простой люд такого позволить себе не мог, а потому о полном отказе от глиняной посуды говорить не приходится.

Гончарное ремесло на Руси

На этих территориях гончарное ремесло развивалось еще в доисторическую эпоху. И сейчас археологи обнаруживают во время раскопок артефакты, говорящие много о быте и уровне развития людей разных эпох. Самые интересные образцы – это керамические изделия, сделанные еще до появления гончарного круга. Когда люди научились делать изделия из глины на специальном круге, ремесло стало промыслом, и оно переживало свой расцвет.

Появлялись гончарные мастерские, где каждый хозяин наносил на изделие фирменное клеймо. Форма, размеры, технические хитрости обжига – все это были инструменты крупного рынка, которым в то время считалось гончарство.

В девятом столетии на Руси не знали гончарного круга: ручной керамикой занимались, в основном, женщины.

Что же до цифр, то еще в девятом столетии на Руси не знали гончарного круга: ручной керамикой занимались, в основном, женщины. Чистую глину комбинировали с песком, мелкими ракушками, кварцевыми и гранитными частичками. В конце девятого века на юге страны появился гончарный круг: прогресс связывают с переселением туда славянских племен. Именно технический прорыв привел к появлению такой профессии – гончар. Начали появляться мастерские, где работали уже мужчины: так и стало исключительно женское занятие преимущественно мужским.

Затем гончарному ремеслу на Руси пришлось пережить спад: татаро-монгольское иго перевернуло историю древнерусского государства, керамическое дело остановилось. Утварь становилась грубее, уничтожались выдающиеся работы гончаров. И только после освобождения от агрессоров гончарное дело потихоньку начало возрождаться. С переменным успехом оно дошло до наших дней, и в информационную эру больших технических возможностей, славяне стали открывать все больше фамильных гончарных мастерских, а их работы (не без помощи соцсетей) быстро и ловко разлетаются по сотням тысяч адресов. Древний промысел нашел себя и в 21 веке.

Данное видео познакомит вас с историей развития гончарного ремесла.

Виды изделий из глины

Глина – душа гончарного дела. Природный вторичный продукт образуется в ходе разрушения горных пород в результате выветривания. Смешиваясь с водой, глина становится массой с невероятной пластичностью. Керамикой называют материалы и изделия, созданные путем формования и обжига глин. Все керамизделия принято делить на пористые и плотные.

Читайте также:  Кабель ftp cat 5e 4х2х0 52

Плотные

Им свойственен показатель водопоглощения меньше 5%. Яркие примеры плотной керамики – напольная плитка и дорожный кирпич. Санитарно-техническую отрасль могут представлять и плотные, и пористые изделия. Плотность керамики определяет степень спекания.

Пористые

Поглощают более 5% воды. К ним относят глиняный кирпич, пустотные стеновые камни, черепицу для кровли, облицовочную плитку. Различие изделий обуславливает структура черепка. Керамический черепок – это материал, из которого после обжига состоит керамика.

Материалы гончарного ремесла

Глина состоит из очень маленьких кристаллов, которые и формируют каолинит, глинообразующий материал. Используют в гончарстве несколько сортов глины.

Глиняные изделия производят из:

  • природной красной глины;
  • белой и цветной;
  • майолики;
  • пористой керамической массы;
  • каменной керамической массы;
  • глины для фарфора и т.д.

Каждый вид природного материал отличен от другого: например, из белой глины производят изделия, которые после обжига приобретают цвет слоновой кости. Из майолики делают знаменитую фаянсовую посуду. Глина же для фарфора непористая, после обжига изделие приобретает характерную прозрачность и изящество.

Отдельного упоминания заслуживает глазурь для керамики, без которой сегодня невозможно представить гончарное искусство. Глазурью называют тонкое стекловидное покрытие, которое наносят поверх изделия из глины. Керамическая глазурь может быть глухой и прозрачной, блестящей и матовой, цветной и бесцветной. Глазурирование – процесс, при котором предмет окунается в глазурный шликер. Второй вариант – поливка предмета составом глазури. Используют нередко и метод распыления. Прозрачную глазурь можно сделать даже в домашней мастерской, хотя вручную сегодня этим мало кто занимается.

Инструменты для работы с глиной

Лепка из глины – процесс, предполагающий оттачивание мастерства. Какие-то инструменты покажутся неудобными, и вы будете искать подходящую альтернативу. У каждого мастера появляется свой инструмент: чуткий и вторящий его стилю работы.

Список инструментов для начинающего керамиста выглядит так:

  • Струна. Именно ею вы будете срезать готовое изделие с гончарного круга. Это леска или очень тонкая проволока, оба конца которой зафиксированы на деревянных ручках (в силу безопасности труда). Металлоструны быстро уходят в утиль, потому большинство мастеров предпочитают работать с леской.
  • Турнетка. Так называют крутящуюся небольшую подставку из металла, без которой художник-керамист редко обходится. Турнетка организует медленное вращение вокруг своей оси, за счет чего мастер создает идеальной ровности линии.
  • Стек. Это очень общий термин, так как под ним подразумеваются самые разные инструменты для декорирования и моделирования керамики. Это и деревянные стеки, и стек-ножи, и скульптурные стеки, и, наконец, пластмассовые (надо же с чего-то начинать). Топ-стек – гончарная петля, ею выгребают глину и обрезают края изделия.
  • Штампики, оттиски, фактурные гребни. Этими инструментами создается рельеф и текстура еще сырого изделия, наносятся ими симметричные полосы.
  • Гончарный циркуль. Это измеритель, который позволяет сравнить линейные размеры деталей и размеры, взятые по масштабной линейке, калибру и концевым мерам.
  • Подручные средства. Условное название всевозможных вспомогательных аксессуаров: скалки для раскатывания, губки, текстильные фрагменты (лоскутки), листы из дерева и гипса.

Настоящий керамист не может работать без гончарного круга. Когда начинали делать предки изделия из глины, его не было, и вы, как новичок, можете пойти тем же путем. Но практически все приходят к тому, что развиваться без наличия гончарного круга невозможно. Он формирует посуду и прочие изделия, задействовав инерцию вращения. Это придает работе нужную форму и, что немаловажно, повышает производительность труда.

Этапы работы с глиной

Не спешите сразу делать керамические шедевры – научаться в любом возрасте приходится по принципу «от простого к сложному». Сначала потренируйтесь соблюдать все этапы работы, тщательно отрабатывая каждый.

Подготовка глины

Разбейте материал на маленькие части, высушите, а потом залейте горячей водой. Когда глина набухнет, переложите ее на стол, устланный тканью. Регулярно материал переминайте и переворачивайте. Когда лишняя вода уйдет, можно браться за дело – глина готова.

Если же в ней есть примеси, ее предварительно очищают. Это можно делать путем продавливания через мелкую сетку (в пластичном состоянии) либо разминая в руках сухой материал. Можете залить глину водой, дать пару часов отстояться – тяжелые примеси оседают на дно.

Глиняное тесто проминают на столе. Струной, сделанной из лески или же гитарной, с закрепленными по бокам деревянными брусочками, глину разрезают.

Формовка изделий

Предполагает несколько способов работы. Первый – это вытягивание сосуда из куска глины на гончарном круге. Существует также формовка путем выбивания, отминка в форму, лепка из четырех горизонтальных поясов, лепка из нескольких частей со спаями, а также ленточно-жгутовый способ.

Современный гончарный круг электрический, и хоть это упрощает процесс изготовления изделия, научиться работать руками придется так, как учились этому еще наши предки. Можно сравнить уроки работы на круге с уроками игры на фортепиано: каким бы оно не было технически совершенным, руки, их постановка, опыт и прилежание решают все. Толщину сосуда, который вы делаете, должны чувствовать тактильно: никакая техника здесь не поможет. Когда вы научитесь нескольким базовым постановкам рук на гончарном круге, примитесь за освоение основных операций. Начиная от центровки глины на круге, продолжая фиксированием дна сосуда, вы постепенно будете осваивать очень интересное, живое ремесло.

Обжиг

Оставшаяся в материале часть влаги испаряется при обжиге, начинается процесс остекловывания. Материал в руках мастера обретает жесткость и прочность, он более не способен присоединять воду. Сегодня для обжига чаще используются электрические муфельные печи. Какую температуру выставлять – отдельное мастерство: ее плавно повышают, а потом плавно же понижают (по четкой схеме).

Читайте также:  Молотилка зерна для мотоблока

Пока изделие не остынет, из печи его не вынимают – может расколоться. Готовая работа словно катарсис для мастера, гончарные изделия ручной работы не сравнятся с конвейерным производством.

Нанесение глазури

Делать это можно путем пульверизации, которая должна пройти несколько сеансов (3-5), после каждого изделие просушивается. Применяется и метод набрызга с помощью кисточки или щеточки с иголкой. Мастер может выбрать окунание, полив, тампонирование, кистевое нанесение глазури – как именно декорировать керамику, автор решает индивидуально. Обычно начинают пробовать себя в этом деле молодые керамисты, выбирая тампонирование и пульверизацию.

Что требуется, чтобы открыть свое дело

Стартовать с нуля не получится: вы должны «прокачаться» в плане техники и предусмотреть начальные траты. Посмотрите, что у вас хорошо получается: мелкая сувенирная продукция или вы, к примеру, неплохо делаете авторскую посуду.

Примерный план действий:

  1. Гончарное дело поначалу ваше хобби, но если чашки и вазочки охотно нахваливают друзья, можно задуматься о бизнесе.
  2. Проведите простой маркетинговый срез: у знакомых и друзей узнайте, что из ваших работ они бы купили и за сколько.
  3. Если вашим творчеством интересуются, ищите помещение, знакомьтесь с нормами и требованиями по технике безопасности.
  4. Начинать можете как ремесленник – меньше рисков, небольшой ремесленный сбор, но и меньше объем производства.
  5. Когда заказов больше, чем свободного времени и возможностей, можно открывать гончарную мастерскую.
  6. На приобретение качественной печи, инструментов и материалы нужны деньги, чтобы их быстрее «отбить», не просто отдавайте товар на реализацию и работайте по заказам, а проводите мастер-классы, раскручивайте свой аккаунт, участвуйте в крупных выставках и ярмарках.

В видео подробно рассказываются достоинства гончарного ремесла как бизнеса.

Попробовать стоит: даже если дальше хобби не зайдет, глина будет дышать в ваших руках, руки приобретут особую чуткость и даже кинестетическую интуицию – занятие действительно завораживает. Ручной труд с психотерапевтическим эффектом: не зря так называют гончарное дело, которое своей тысячелетней историей обеспечило себе лучшую рекламу.

В России есть традиционные художественные промыслы, связанные с изготовлением керамики ручной работы — Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка, Каргопольские свистульки и пр. Множество мастеров продолжают осваивать Российские традиции изготовления гончарных изделий, внося свой вклад в их развитие.

В нашей повседневной жизни изделия из обожженной глины (керамики) выполняют роль декоративно-прикладного искусства, подразумевающего создание эстетически ценных изделий как бытового назначения так и служащих только для украшения интерьера, создания художественного эффекта.

Керамическое производство продолжает развиваться, появляются новые технологии и новое оборудование, существенно расширяющие возможности гончарных мастерских.

Изделия из керамики на заказ

Мы изготавливаем эксклюзивные изделия из керамики на заказ – посуду для кафе и ресторанов, интерьерные плитки, настенные панно, вазы, светильники и многое другое. Наши мастера занимаются производством керамических изделий разных размеров, а так же с ажурной резьбой.

Изделия из глины, выполненные на заказ, могут стать важными предметами в жизни, во многом состоящей из мелочей, которыми мы её наполняем. Например, яркая чашка поможет взбодриться утром. Цветочные горшки и вазы могут стать частью красивой цветочной композиции. Кружка ручной работы с личным пожеланием станет прекрасным подарком на какой-либо праздник. У нас можно заказ наборы посуды для торжественных обедов. Преимущество изготовления керамики на заказ в том что она может быть практически любой формы, цвета и размера.

Наши контакты:

  • тел.: 8 (495) 225-38-85;
  • email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

Изделия из глины

Изделия из глины получили наибольшее распространение в человеческой культуре, поскольку они просты в производстве, а материал для их изготовления один из самых доступных в мире. Изначально глиняные изделия были очень простыми, но с течением времени они совершенствовались, приобретая помимо утилитарной функции еще и культурную ценность, становясь искусством.

Изделия из глины своими руками

Если вы оглянитесь, то сможете заметить, что в вашем доме так же немало различных изделий из керамики, например магнитики на холодильнике. Наверняка есть керамические? Не говоря уже о цветочных горшках или сервизе. А сколько из этого вы сделали сами? Наверное, ни одного. Если так, то предлагаем вам попробовать изготовить изделия из глины своими руками.

На смену ножному гончарному кругу уже давно пришел электрический, вместо обжига изделий на открытом огне используется обжиг в специальной электрической печи. Такое оборудование упрощает производство, позволяя любому «простому смертному», обладающему интересом к гончарному делу, а так же терпением и творческими способностями, попробовать создать изделия из глины своими руками.

Изготовление изделий из глины своими руками – отличный вариант для развития ребенка, позволяющий развивать, помимо творческой фантазии, моторику пальцев, благотворно влияющий на психику. Работа с глиной – занятие требующее сосредоточения, усидчивости и терпения.

Конечно же, для изготовления изделий из глины требуется не только наличие специальных инструментов, но и некоторая сноровка. Первый раз может и не получиться то, что вы задумывали, но после упорных тренировок – точно получится.

Изразцы для печи, камина

Изразец – это плитка из керамики, которую обычно используют для облицовки стен, печей, каминов. В качестве декора на изразцах присутствуют рельефные картинки и роспись. Традиция использования изразцов насчитывает уже более трех веков. В наше время, когда растет интерес к этническим элементам в интерьере, эта традиция получила второе дыхание.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector