Школьная форма как в ссср

Школьная форма как в ссср

Школьная форма — предмет бесконечных споров, к которому ученики (нынешние и бывшие) относятся очень по-разному: кто-то с ужасом, кто-то с нежностью. Ее то отменяли, то вводили снова. Сейчас единой формы в России нет: как именно должны одеваться учащиеся, каждая школа решает сама. Но так было не всегда. Модный журналист, стилист и историк моды Алена Исаева заглянула в архивы и вспомнила, как менялись представления о школьном дресс-коде.

Обязательную для всех гимназистов форму ввел император Николай I. Согласно «Положению о гражданских мундирах» от 27 февраля (11 марта по новому стилю) 1834 года, все учащиеся подведомственных Министерству народного просвещения учебных заведений должны были «иметь мундир темно-зеленого сукна с темно-синим суконным же воротником с золотыми или серебряными петлицами из галуна по округам. Покрой как мундиров, так и положенных студентам и воспитанникам сюртуков иметь ныне существующий и носить им фуражки суконные темно-зеленые с околышком по цвету воротника». Пансионерам трех петербургских гимназий вместо сюртуков было положено носить синие однобортные куртки с красным стоячим воротником и позолоченными пуговицами. Детали парадных мундиров имели ту же цветовую гамму.

Реформатор Александр II, едва взойдя на престол, бросился переодевать военных и чиновников. Стандарты школьной формы менялись несколько раз. В 1860 году в моду вошла гимнастика, и с тех пор специальная рубашка, в которой гимназисты занимались спортом, называется «гимнастерка». Она и стала позднее частью повседневной школьной формы. Но с 1868 года стандартом был темно-синий однобортный мундир с девятью посеребренными пуговицами и скошенным воротником с узким серебряным галуном. Вместе с мундиром носили широкие темно-синие брюки и такого же цвета фуражку с кожаным козырьком и белой выпушкой. Принадлежность к учебному заведению теперь обозначал состоявший из букв и цифр шифр над козырьком: «С. П. Б. 1Г.» — Санкт-Петербургская первая гимназия, «Р. Г.» — Ришельевская гимназия, и так далее. Из-за цвета школьной формы сверстники дразнили гимназистов «синей говядиной».

При Николае II униформа стала удобнее, гардероб школьников пополнился гимнастерками и кителями. Зимой гимназисты носили светло-серые двубортные пальто, а если становилось слишком холодно, надевали черные наушники. На северо-западе Российской империи цвет ученических гимнастерок был темно-синим, на юге — серым. Летом одевались в коломянковые блузы вроде тех, что носили кадеты. Рубашки и блузы подпоясывали черным лакированным ремнем с пряжкой, на которой был выгравирован шифр гимназии. Но черные суконные брюки носили все.

Официальная женская школьная форма появилась намного позже, чем мужская — до конца XIX века девочки по большей части учились дома. Единственным исключением был основанный Екатериной II Смольный институт благородных девиц. Одним из орудий «облагораживания» было форменное платье, цвет которого становился тем светлее, чем ближе институтка была к окончанию обучения: в начальных классах платья были коричневые, затем голубые, потом серые, а выпускницы ходили в белых.

В XIX веке во множестве стали появляться и другие женские гимназии, но общая для всей страны гимназическая форма для девочек была утверждена только в 1896 году. За основу было взято коричневое платье с фартуком Смольного института, только теперь оно было не шелковым, а шерстяным. Именно это коричневое платье и просуществовало почти в неизменном виде практически до 80-х годов ХХ века и совсем недавно всплыло как навязчивое видение в осенне-зимней коллекции Vetements 2016 года.

Коллекция Vetements, осень-зима 2016

После революции школьную форму отменили как пережиток классового общества, и до самой войны школьники ходили в школу в своей одежде. Но дело было не только и не столько в «пережитках прошлого», сколько в том, что у государства на первых порах (32 года в общей сложности) просто не хватало ни сил, ни возможностей одеть огромное количество новых учеников в открывающихся по всей стране школах.

Только в 1949 году, когда, с одной стороны, государство укрепилось и промышленность заработала, а с другой — многие послевоенные семьи едва сводили концы с концами и не могли как следует одеть детей в школу, было принято решение школьную форму вернуть. Причем ровно в том виде, в каком ее отменили в 1917-м: коричневые платья с черным фартуком по будням и белым по праздникам, как для учениц Смольного, — для девочек и темно-серые гимнастерки, фуражки и брюки, как у гимназистов, — для мальчиков.

В 1954-м появились не только гимнастерки, но и настоящие кители. Впрочем, китель и фуражка — это был идеал, не всегда достижимый. Выпускник одной из центральных московских школ вспоминает, что китель был у них один на весь класс и друзья передавали его друг другу, когда в коридоре кого-то ловил завуч и требовал одеться по форме. Регламентировалась не только одежда, но и стрижки: в младших классах мальчиков часто стригли наголо, а начиная с пятого им разрешалось оставлять челку. И только в старших классах можно было стричься по-взрослому.

Девочкам в 1950-е было не легче. Никаких хвостиков, стрижек, а тем более распущенных волос — только две косы. В крайнем случае одна. Тут тоже был свой идеал — черные атласные ленты в волосах по будням и белые капроновые — по праздникам. Собственно, оттуда и пошла эта неистребимая советская мода на огромные белые банты. Но на самом деле обычно в косы заплетали ленты, которые просто удалось достать. Чулки только хлопковые и только в резинку. Никаких гладких фильдеперсовых и тем более капроновых даже в старших классах.

Выделиться старались с помощью белых воротничков — тут можно было дать себе волю. Самые простые были гладкими из белой ткани, но те, кто мог себе это позволить, носили вышитые и кружевные. Коричневые платья были довольно разнообразных, хотя и скучных фасонов — прямые или с юбками в складку, но самым шиком считалось сшитое на заказ платье с плиссированной юбкой. Это был предмет особой гордости, но часто и страданий: стоило эту юбку намочить, как складки расходились. За порчу дорогого платья многих родители страшно ругали, а иногда могли и побить.

Читайте также:  Ланч бокс для авто с подогревом

К 1960-м требования к прическам и чулкам перестали быть такими строгими, вошли в моду короткие стрижки, появились гольфы и колготки, ну и конечно, в старших классах больше никому не приходило в голову носить хлопковые чулки. В остальном форма «института благородных девиц» оставалась неизменной до конца 1970-х.

А вот у мальчиков в 1962 году произошла революция — вместо практически военной формы — гимнастерки, ремня, кителя и фуражки их одели по английской моде 1960-х — в прямые серые пиджачки с маленькими лацканами, белые рубашки и брючки со стрелками. Главной идеей новой формы стала «демобилизация» — теперь это был не школьник-курсант, а школьник-гражданин. Разработал эту форму Сергей Бейкер из Общесоюзного дома моделей на Кузнецком. Проблема этой формы оказалась в том, что она была слишком модной и, как всякая модная вещь, через десять лет устарела.

В середине 1970-х там же, в Доме моделей, взялись за разработку новой школьной формы по европейскому образцу. В 1975 году появилась новая форма для мальчиков — синий пиджак-блейзер для старших классов или синяя куртка для младших и синие брюки. Когда первого сентября мальчики пришли не в унылых серых жакетиках, а в модных приталенных синих пиджаках с серебряными пуговицами, все просто открыли рты — они выглядели выше, стройнее, взрослее и даже сексуальнее.

    177 1 0
  • ronic71
  • 21/11/2017, 23:48

«Кроме того, обязательным для девочек, было ношение кос с бантами. Никакие стрижки были недопустимы.»

На картину посмотрим, там, где перед зеркалом девочка лет 10. У неё, о УЖАС стрижка, КОРОТКАЯ СТРИЖКА! На неё благодушно взирает товарищ Сталин! Не испепеляет взглядом, не присылает наряд НКВД отвезти малолетнюю охальницу в застенки Лубянки или сразу расстрелять перед школой. Ничего!

Едем дальше, видим открытку «С окончанием учебного года». Что мы видим? Двух девушек-страршеклассниц с КОРОТКОЙ ПРИЧЁСКОЙ и, о УЖАС, БЕЗ КОС и БАНТОВ! Более того, на заднем плане две девушки тоже с КОРОТКИМИ СТРИЖКАМИ. И, опять же, это СТАЛИНСКОЕ ВРЕМЯ.

Если, как желает автор, все десять лет не стричься, то, придя в школу с волосами чуть ниже плеч, девочка бы покидала её с косой ниже, пардон, талии. Ни на одной документальной фотографии или фильме я ТАКОГО феномена не наблюдал.

Это — эротические фантазии автора. Кто в курсе как фетиш, связанный со сверхдлинными косами и бантами называется?

Могучее некогда государство СССР, которое стало результатом победы Октябрьской революции 1917 г., в 1991 г. прекратило свое существование. К этому времени страна испытывала глубокий экономический кризис. На прилавках магазинов отсутствовали обычные продукты, а также другие необходимые для жизни товары. Многие люди просто устали от суровой действительности и вышли на улицы.

Сегодня многие из тех, кто был рожден в СССР, идеализируют свое счастливое детство, говоря с ностальгией о замечательном государстве, в котором было самое лучшее в мире образование, где каждый человек был спокоен за свой завтрашний день.

Современные родители часто хвалят те времена, в которых не было сотовых телефонов и компьютеров, мороженое было вкуснее и слаще, а по телевизору шло всего три канала. При этом они с ностальгией вспоминают школьные годы и их участием в пионерской и комсомольской организации. Так какими были эти времена? Вспомним немного о них с точки зрения воспитания девочек, в котором немаловажное внимание уделялось их внешнему виду.

Школьная форма

В чем ходили на учебу советские школьницы? В СССР была единая форма. Причем ходить в ней должны были все в обязательном порядке. Стоит отметить, что платье советской школьницы (фото можно увидеть ниже) особой красотой не блистало. Форма была довольно скромная, коричневого цвета с белым (по торжественным дням) или черным фартучком. К платью пришивались манжеты и воротничок.

В свое время фартук для школьницы СССР выполнял защитную функцию. Он был необходим для того, чтобы девочка не вымазала платье чернилами. И если даже банка с ними случайно опрокидывалась, то страдал от этого только передник. А вот манжеты и воротнички школьницы СССР явно недолюбливали, ведь раз в неделю эти детали необходимо было отпарывать от платья, стирать, а после вновь пришивать обратно.

Школьная форма в дореволюционный период

Впервые ученики в России стали ходить в специальных костюмах в 19 в. Дизайн пошитой для них школьной формы был заимствован в Англии. С 1886 г. была введена женская форма для воспитанниц пансионов и гимназий. Эта форма представляла собой коричневое платье с высоким воротником, а также два фартука – черный и белый. Они были предназначены, соответственно, для учебных дней и праздников. Дополнительными деталями парадной формы являлись соломенная шляпка и белый отложной воротник. В частных учебных заведениях форма могла быть и другого цвета.

Приход Советской власти

В 1918 г. та форма, которая существовала в дореволюционной России, была отменена. Основное влияние на это оказала классовая борьба. Ведь согласно догмам нового правительства, старая форма превратилась в символ принадлежности к дворянскому сословию, а также говорила о подневольном и униженном положении ученика, указывая на его несвободу. Однако советские школьницы перестали носить унифицированные платья еще и потому, что их родители были очень бедны. Именно поэтому девочкам приходилось ходить в школу лишь в том, что было в их гардеробе.

Читайте также:  Брюссельская капуста запеченная с сыром

Исключением стала введенная в 1930-е годы пионерская форма. Да и то ее предоставляли советским школьницам лишь такие лагеря-гиганты как «Артек», где существовала возможность для пошива, выдачи и последующей стирки одежды. Что касается обычных школ, то здесь пионерская форма представляла собой светлые рубашки (блузки) и синие брюки (юбки), с обязательным ношением красных галстуков.

Послевоенные годы

С годами советское правительство вернулось к былому образу ученицы. Девочки вновь надели коричневые строгие платья и фартуки. Произошло это в 1948 г. Интересно, что в 1943-1954 годах советских школьниц обучали отдельно от мальчиков. Правда, после от такой системы в СССР отказались.

Форма советской школьницы образца 1948 г. по покрою, цвету и аксессуарам повторяла ту, которую носили ученицы классических гимназий. Ее введение в эпоху Сталина рассматривалось уже не как подражание буржуазному прошлому. Единые платья советских школьниц стали доказательством всеобщего равенства детей.

Эта эпоха отличалась строгостью нравов. Подобное направление в воспитании отразилось и на жизни учебных заведений.

Школьницы советского времени не могли проводить даже самых незначительных экспериментов со своей одеждой. Им строго запрещалось изменять длину и другие параметры платьев. Если же кто-то и решался на это, то администрация учебного заведения строго наказывала «виновную». Свои замечания учителя вносили в дневник советской школьницы, заставляя привести все детали одежды в надлежащий вид. Например, длина платья девочки не должна была иметь сильных отличий от негласно установленной «нормы», согласно которой колени ученицы не должны были открываться даже в тех случаях, когда она находилась в положении сидя. Несколько позже, с приходом «оттепели», подобная «норма» становилась все более свободной.

Интересно, что в сталинскую эпоху формальным требованиям должна была отвечать и прическа школьницы. Если девочки хотели иметь стрижку, то она допускалась лишь самая простая. В большинстве случаев волосы заплетались в косы. Стягивать локоны в хвосты было запрещено. Не приветствовались и распущенные длинные волосы. Считалось, что подобная прическа негигиенична. Причем в косу в 40-е-50-е годы обязательно должен был быть вплетен непрактичный и маркий атласный бант.

Однако стоит отметить, что строгий контроль над ношением принятой в государстве школьной формы осуществлялся далеко не везде. Например, в деревнях ученицы не носили ее из-за отсутствия нужных средств у родителей на пошив или покупку унифицированного платья. Тем не менее требования опрятности и аккуратности никто в сельской местности не отменял.

Ношение знаков на форме

Все школьницы Советского Союза обязательно состояли в детских, а позже в юношеских политических организациях, которые легально действовали на территории страны. У каждого из таких сообществ были определенные знаки отличия. Их и нужно было носить на школьной форме. В эпоху Сталина это были значки пионерской организации. Подростки и молодежь имели отличительные символы ВЛКСМ и ВПО.

Советские школьницы (фото можно увидеть ниже), которые состояли в пионерской организации, нашивали на правый рукав формы полосы из алой шелковой тесьмы.

Одна такая лычка указывала на то, что девочка является звеньевой, две – председателем штаба отряда, три – председателем штаба дружины.

Хрущевская «оттепель»

Вместе с окончанием эпохи Сталина в школьной одежде произошли некоторые изменения. Однако коснулись они лишь костюмов для мальчиков, которые стали не такими военизированными. В одежде школьницы СССР (фото представлено ниже) ничего не изменилось.

Помимо требований к форме сохранились и указания, касающиеся внешнего вида и прически девочки. В случае несоблюдения положенных правил классный руководитель мог публично сделать своей ученице замечание и потребовать прихода ее родителей в школу на беседу. Сохранился также и категорический запрет на украшения и косметику. Однако стало разрешено использовать какие-либо неформенные вещи, например, кофточки, надетые поверх школьного платья.

Парадная форма для пионеров

В 60-х годах советская промышленность разработала специальные костюмы для тех школьниц, которые состояли в пионерской организации.

Это была форма, в которую входили:

  • парадная рубашка с золотистыми пуговицами с эмблемой ВДПО, расположенной на левом рукаве;
  • юбка из ткани синего цвета;
  • кожаный ремень светло-коричневого цвета с желтой металлической пряжкой, на которой находилась эмблема в виде звезды;
  • красная (реже синяя или голубая) пилотка, с правой стороны которой вышита желтая звезда;
  • белые перчатки (для знаменосцев и заступающих в почетный караул).

Форма перестроечного периода

Во второй половине 70-х годов появилась новая форма. Однако ввели ее только для старшеклассников. При наличии возможностей и желания ее могли носить девочки с 8 класса. С 1 по 7 класс у школьниц советская форма (фото представлено ниже) осталась такой же. Лишь платье изменило свою длину, став немного выше колен.

Кроме этого был разработан еще и костюм советской школьницы. Он состоял из юбки в форме трапеции, впереди которой ткань была собрана в складки, пиджака без всяких эмблем и с накладными карманами, а также жилетки. Костюм-тройку можно было использовать по сезону. Так в теплую погоду девочки носили юбку с жилетом, надетым поверх блузки. В прохладные дни они надевали пиджак. Также можно было носить и все детали костюма сразу. К форме школьницы предусматривалось ношение туфель. Спортивная обувь не разрешалась.

Школьницы Крайнего Севера, районов Сибири и города Ленинграда вместо юбки могли носить синие брюки. Они включались в гардероб девочки только в зимнее время. Как и в прежние времена, украшения и косметика для советских школьниц были под запретом. Тем не менее в некоторых случаях от этих правил учителя постепенно отступали. И уже к концу 80-х в скромных масштабах произошла легализация косметики и украшений. Девочки также стали носить модельные прически, нередко окрашивая свои волосы. В костюме советской школьницы мини-юбки стали появляться все чаще. Ученицы конца 80-х годов экспериментировали с блузками и жилетами, что превращало их в юных дам. В этот период учителя стали разрешать носить ученицам распущенные волосы.

Читайте также:  Как зажечь шашку в теплице

Производители также стремились учесть пожелания своих потребителей. Они вносили улучшения в качество материала платьев (костюмов) и в их покрой, улучшая эстетику общего облика школьников.

Обязательную форму отменили в сентябре 1991 г. Ее ношение больше не требовалось, однако допускалось. Законодательно это было закреплено тремя годами позже.

Особенности воспитания в СССР

Вне зависимости от национальности воспитание детей в стране было основано на одних и тех же ценностях. Уже с детского сада малышей учили отличать плохое от хорошего, а также рассказывали им об известных современниках и людях, которые считались лучшими по профессии. Приводились детям и отрицательные примеры. Причем делалось это настолько педагогически верно, что неприятие тех или иных моментов возникало у маленьких советских граждан даже на подсознательном уровне.

Одним из средств воспитания детворы в эпоху СССР выступали игрушки. Они в целом были незамысловаты и просты, но изготавливали их только из высококачественных материалов. При этом стоили игрушки совсем недорого.

Основа основ

Уже чуть ли не с самого рождения советские дети слышали о том, что человек – это существо коллективное. Подкреплялась все это схемой «ясли – детсад – школа». Казалось бы, все просто замечательно. Однако воспитание в детских дошкольных учреждениях тех лет имело две стороны медали. С одной стороны, детские сады прекрасно реализовывали доктрину воспитания молодого поколения в духе строителей коммунизма, с выдвижением на первый план общественных интересов. Дисциплинировал малышей при этом и режим дня, ведь его требовалось беспрекословно соблюдать. Это и помогало готовить ребенка к переходу в школу. Однако в детских садиках воспитатели приучали к тому, чтобы малыш был «таким как все». Ребенок с раннего возраста осознавал, что он не должен выделяться, а делать ему следует не то, что хочется, а то, что скажут взрослые. Личные желания детей при этом вовсе не учитывались. Если подавалась манная каша, то есть ее нужно было непременно всем. На горшок малыши также шли строем. Обязательным для каждого был и столь нелюбимый детьми дневной сон.

Радует лишь то, что в некоторых садах все же находились воспитатели, которые подобные минусы могли превратить в плюсы. Они убеждали малышей, не заставляя их. При этом они не навязывали те или иные знания, а вызывали желание учиться. Таким детям, без всякого сомнения, повезло. Ведь они находились в доброжелательной и теплой атмосфере, в которой воспитывалась настоящая личность.

Школьный этап

Те навыки «строителя коммунизма», которые ребенок начинал получать в детском саду, успешно развивались и в дальнейшем. Став школьником, он оказывался на уроках, которые были практически пропитаны идеологией советского государства. Таковой была в те годы методика преподавания.

Первое, что видели бывшие детсадовцы в школе, – портреты Ленина. Имя вождя было указано и в предисловии к букварю рядом со словами «мама» и «Родина». Это довольно сложно представить себе современным детям. Поверить в то, что слово, обозначающее самого близкого человека, в прошлом ставилось рядом с именем вождя революции, сейчас просто невозможно. А в те годы подобное являлось нормой, в которую дети свято должны были верить.

Еще одной особенностью советского воспитания являлось массовое участие школьников в детских организациях. Все они, за самым редким исключением, были вначале октябрятами, а после — пионерами и членами ВЛКСМ. Для детей описываемой эпохи это было очень почетно. Способствовала этому уже сама атмосфера церемонии принятия в эти организации. Происходила она на торжественной линейке, где детей, одетых в парадную форму, поздравляли родители, учителя и приглашенные гости. Немалая роль отводилась и атрибутике в виде нагрудных значков, пионерского галстука, знамени дружины и флага отряда.

Помимо этого, школьников постоянно приучали к ударному труду в будущей для них взрослой жизни. С этой целью проводились дежурства в классе, сборы металлолома и макулатуры, а также обязательные субботники, во время которых убиралась придомовая территория. Такие мероприятия призваны были воспитать в детях уважение к труду в коллективе. Стоит отметить, что подобная педагогическая тактика воспринималась учениками позитивно, являясь для них неким разнообразием в школьном быту.

Говоря о советском воспитании, не стоит делать акцент лишь на одних идеологических догмах. Система педагогики в СССР была довольно многогранной, несмотря на то что на первый взгляд преследовала цель воспитать из ребенка послушный "винтик". К тому же в разные периоды педагогическое воздействие на детей было совершенно различным. И это становится понятным, если рассматривать, например, воспитание девочек в период с 1970-1980-е годы. С одной стороны, советский ребенок, так сказать, не имел пола. Ведь пестование и образование было абсолютно одинаковым и для мальчиков, и для девочек. Но на деле в 70-х годах прошлого века в обществе сложилась неофициальная традиция воспитывать в девочках принцесс и барышень. И все это шло параллельно с макулатурными десантами и стихами о Ленине. Подтверждением тому является мир советской школьницы, наполненный танцами и музицированием, а также новогодними елками с костюмами не Анки Пулеметчицы, а Снежинки.

Подобному воспитанию способствовало повышение уровня жизни граждан СССР. К середине 70-х годов в моду вошел красивый и стабильный быт. При этом гольфики с помпончиками и пышные банты, а также причудливый воротничок на школьном платье находили одобрение у окружающих. В этот период не было никакого насилия над личностью ребенка. Именно поэтому мир школьниц в 70-х-80-х годах многогранен. Это рисованные куколки и пионеры-герои, сборы макулатуры и пионерские слеты, новогодние балы и многое другое.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector